#1
|
|||
|
|||
Можно ли приводить в пример других детей?
Здравствуйте! Моей дочке год и месяц. Она очень активный и эмоциональный ребенок, всегда очень интересуется другими детьми и их действиями. Я заметила, что на нее очень действуют сравнения ее поведения с поведением других детей, и не знаю, можно ли использовать этот метод в воспитании? Например, она отказывается надевать шапочку, срывает ее, бросает, но если скажешь - смотри, все дети в шапочках, то и она согласится на шапочку. Я стараюсь всегда реагировать на ее плач, но если в данный момент я не могу устранить причину плача, то говорю: "Смотри, мальчик не плачет, у него хорошее настроение, он весело гуляет с мамой", и моя дочка тоже перестает плакать, глядя на мальчика. Но я не уверена, можно ли так делать, сравнивать ее с другими детьми, как бы не в ее пользу? Не приведет ли это к неуверенности в себе и зависимости от окружающих? Уточню - я не говорю, что она плохо себя ведет, а обращаю ее внимание на то, что другие дети поступают по-другому.
|
#2
|
||||
|
||||
Здравствуйте!
Цитата:
__________________
С уважением, Мавлиева Радмила Руслановна |
#3
|
|||
|
|||
В каждой ситуации разные навыки. В примере с "неплачущим мальчиком" - умение держать себя в руках в общественных местах, не скандалить, переключать внимание со своих негативных эмоций на что-то другое. В примере с шапочкой - затрудняюсь с ответом насчет навыка, думаю, ребенок в год еще не в состоянии понять, что может получить солнечный удар без шапочки, поэтому я просто использую то, что работает.
|
#4
|
|||||
|
|||||
Цитата:
Цитата:
На что-то яркое, красивое, смешное, интересное, например, птички, самолет, грузовик, собака, облака, желтые листья. Если ставить акцент на чьем-то настроении в противовес ее, то Ваше послание приобретает такой смысл: плакать плохо, плохое настроение - табу, любят веселых. Цитата:
Цитата:
Ребенок в год в состоянии понять слово "опасно", "нельзя", "бо-бо" и подобное. Ваше объяснение мне (то, что в цитате) годится и для объяснения ребенку. Когда печет солнце нужно ходить в панамке, чтобы голова не болела. Есть еще вариант, что дочка может обойтись и без шапки. Для этого, конечно, стоит уйти с солнцепека. Цитата:
Объяснения детских поступков, мотивирование на какое-то действие стоит делать, отталкиваясь от внутренних потребностей и чувств ребенка, чтобы самому ребенку постепенно становилась очевидной связь между тем, что он чувствует и тем, что делает. Если для Вас важно, чтобы у ребенка было свое мнение.
__________________
С уважением, Мавлиева Радмила Руслановна |
#5
|
|||
|
|||
Большое спасибо за ответ, Вы разложили по полочкам то, что я смутно понимала, но не могла сформулировать. Видимо, привычка ставить в пример других идет из "советского" детства, когда все строилось на сравнении детей между собой.
|
#6
|
|||
|
|||
Разница между запретами и обучению правильному обращению с предметами
Здравствуйте! У меня возникла такая проблема во взаимодействии с ребенком - я не могу понять, как доступно для ребенка обозначить разницу между строгим запретом и обучением правильному обращению с вещами. Всегда считала, что запретов должно быть немного, но они должны быть твердыми и неизменными. На практике это не получается, т.к. есть вещи более или менее желательные, но не строго запрещенные. И каждый раз, когда мы с дочкой оказыаемся в новой ситуации или изучаем новый предмет, вознкают какие-то "надо" и "не надо". Пример - она учится есть ложкой, соответственно ложкой надо брать еду и отправлять ее в рот. Попутно она, например, лезет в суп руками. В общем-то, ничего страшного в этом нет и это не строгий запрет, но приходится говорить "нельзя" или "не надо", чтобы она поняла, как есть правильно. И поощрять правильный способ. Или - пытается залезть в маленький кукольный домик, я говорю спокойно и миролюбиво - этот домик слишком маленький для тебя (без "нельзя" и "не надо"). Она начинает плакать, т.к. считает это запретом. Помогите, пожалуйста, как научиться четко обозначать разницу между запретом и правильным обращением с предметами?
|
#7
|
||||
|
||||
Цитата:
Что Вам мешает замечать правильный способ еды и игнорировать - неправильный?
__________________
С уважением, Козлова Людмила Николаевна «Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня" Сартр Ж.-П. |
|
#8
|
|||
|
|||
Чтобы показать, как делать правильно, нужно как-то сначала остановить неправильное - получается, сказав "так не надо" Мне хочется задать ей направления, помочь избежать ошибок. В данном случае я считаю, что нет смысла даже начинать есть суп руками, лучше сразу учиться есть ложкой. Во-первых, чтобы не пачкать все вокруг, во-вторых, в детском саду лучше уметь есть правильно, в-третьих, пальцами бульон не удержишь. Т.е. мне казалось, что таким образом я не ограничиваю ее, а помогаю понять, как удобнее и лучше. А выходит, что ограничиваю, как при запретах. Может, нужно как-то разделить словами строгий запрет (напр. "нельзя никогда") и правильный и неправильный способ (напр. "лучше так не делать")?
|
#9
|
||||
|
||||
Цитата:
Можно же так обучать малыша (один из вариантов) : "Мама ест вот так и папа ест так" Видя, как дочь ест правильно, говорить: "Ты ешь как взрослая девочка, как мама, у тебя хорошо получается" И никак не реагировать, когда ест руками. Почитайте книгу " Не рычите на собаку". Она есть в сети. Там описано много способов научения. Цитата:
Возможно ли обучение без ошибок? Что страшного в ошибках для Вас? Ошибка всего лишь обратная связь, ответ от мира на наше поведение. Знала бы Ваша дочь о существовании ошибки, если бы ей об этом никто не сказал, как бы она обозначала свое поведение, которое Вы называете ошибкой?
__________________
С уважением, Козлова Людмила Николаевна «Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня" Сартр Ж.-П. |
#10
|
|||
|
|||
Спасибо, книгу почитаю! Ошибка лично для меня плоха тем, что этл потеря времени и ресурсов. А еще обратная связь может быть весьма болезненной. Поэтому мне хочется в безопасной обстановке показать, какие вещи могут быть плохо восприняты обществом. Например лучше я скажу мягко, что есть суп руками неправильно, чем воспитательница в саду за это наорет, а дочь не будет понимать, в чем дело.
|
#11
|
|||
|
|||
Здравствуйте! Я попробовала метод, который Вы предлагали - не реагировать на неправильный способ еды и хвалить за правильный, а также показывать на своем примере, что правильно. В результате дочка, которая до этого практически уже сама ела ложкой или вилкой, потеряла к столовым приборам интерес. А любимый способ еды теперь - по-кошачьи, то есть лицом в тарелку Еще вариант - вылавливать кусочки руками. А самое интересное - разлить суп по столу и возиться в получившейся луже Во всем этом меня не устраивает то, что я должна последствия всех эти развивающих занятий отмывать, кроме того, после обеда ребенку голову мыть надо. И никакого прогресса в освоении ложки и вилки - когда все же берет ложку, направляет ее в рот боком или вываливает еду по дороге, зажимает ложку зубами. Раньше делала это лучше, т.к. именно ела, а не экспериментировала. В общем, что-то я сомневаюсь в правильности такого способа обучения. А может, надо потерпеть, потому что именно так происходит развитие свободной творческой личности? :-)
|
#12
|
||||
|
||||
Возможно, Вашей дочери не хватает тактильных ощущений. Чем Вы занимаетесь для восполнения их дефицита?
__________________
С уважением, Козлова Людмила Николаевна «Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня" Сартр Ж.-П. |
#13
|
|||
|
|||
Можно сказать, что я только и делаю, что восполняю дефицит ощущений - не только тактильных, но и зрительных, и слуховых, и вкусовых, т.к. я с рождения чувствую, что они ей нужны постоянно. В первые месяцев шесть я кормила ее почти круглосуточно, она либо сосала грудь, либо спала, либо плакала, и чтобы не давать плакать, я успокаивала ее в основном грудью. Она не сидела на руках спокойно - чтобы она не плакала и не выкручивалась, нужно было качать ее все время и песть песни, ну либо дать грудь. В кроватке, естественно, она не лежала почти никогда. Спит со мной, кормится во сне. До сих пор ГВ - минимум половина рациона, прикладывается много раз в день. В течение дня часто обнимаемся, играем в догонялки, в прятки, дурачимся, валяемся на диване, очень любит рассматривать книжки, сидя на коленках. Игры похожие на те, что рекомендуются в разделе о психомоторном развитии детей для соответствующего возраста. Домашние дела делаю с ней вместе, но она это не любит, т.к. я в это время отвлекаюсь от игры с ней - все это занимает около 30 минут в день с перерывами. Вот сейчас пишу пост, муж пытается ее отвлечь, а она, подплакивая, обнимает меня за ноги и зовет - "мама" - потому что мама оторвалась от нее Можно сказать, что все время, пока дочка не спит, она проводит в контакте со мной, с рождения. Вообще ребенок жизнерадостный, эмоциональный и, как мне кажется, в интеллектуальном и речевом развитии опережающий сверстников - уже вполне внято объясняет свои желания словами, начинает строить фразы. Стараюсь давать ей как можно больше свободы, но поняла, что безобразие за едой меня очень выбивает из колеи - во-первых, тяжело все это потом убирать с ребенком, цепляющимся за ноги , во-вторых, меня воспитывали так, что с едой баловаться нельзя, нельзя ее выбрасывать и т.п., и я считаю это осмысленным. Поэтому я решила, что место для творчества мы найдем в других занятиях, а есть будем учиться сразу правильно.
|
#14
|
||||
|
||||
Я про ощущения в руках писала. Даете ли Вы ей пластилин, глину, крупы, разные материалы, рисует ли она пальцами, и т.д. ?
Во многих культурах едят руками. Способ еды - всего лишь культурный стереотип. Рано или поздно ребенок начнет есть, как принято в нашей культуре. Сейчас важно понять, что получает ребенок от такого способа еды и предложить ей другой способ и другое место для этого.
__________________
С уважением, Козлова Людмила Николаевна «Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня" Сартр Ж.-П. |
#15
|
|||
|
|||
Недавно стала давать пластелин, давала мелкие пенопластовые шарики, ей очень понравилось. Крупу и пальчиковые краски на развивающих занятиях предлагали, но там не было возможности как следует с ними наиграться. Спасибо Вам за наводку, будем больше заниматься с мелкими и меняющими форму предметами!
|