Дискуссионный Клуб
  #1  
Старый 28.11.2004, 22:06
Аватар для Aminazinka
Aminazinka Aminazinka вне форума
Молчаливое привидение
      
 
Регистрация: 25.12.2003
Город: Москва
Сообщений: 19,909
Поблагодарили 620 раз(а) за 557 сообщений
Aminazinka этот участник имеет превосходную репутацию на форумеAminazinka этот участник имеет превосходную репутацию на форумеAminazinka этот участник имеет превосходную репутацию на форумеAminazinka этот участник имеет превосходную репутацию на форумеAminazinka этот участник имеет превосходную репутацию на форумеAminazinka этот участник имеет превосходную репутацию на форумеAminazinka этот участник имеет превосходную репутацию на форумеAminazinka этот участник имеет превосходную репутацию на форумеAminazinka этот участник имеет превосходную репутацию на форумеAminazinka этот участник имеет превосходную репутацию на форумеAminazinka этот участник имеет превосходную репутацию на форуме
Еще о личности психотерапевта

Терапевт и его профессиональный рост

[Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям ]

Терапевту не обязательно быть врачом или психологом. Это может быть человек, занятый иными формами деятельности, а в отношении с собой, людьми, миром использующий теорию и практику психотерапии.
Терапевтом может быть человек, одаренный от природы и живущий в условиях, позволяющих развить способности. Таких единицы. Терапевтом может стать человек, получивший специальное образование.

На Западе терапевты вырастают в культуре терапии. Если же они воспитаны в иной культуре, происходит "врастание" в терапию. Это так называемые "сделанные" специалисты в противовес воспитанным.

Терапевт обучен многим техникам, позволяющим манипулировать другими людьми и собой. Манипулятор - это еще не терапевт. Настоящий терапевт - это тот, кто наряду с владением техниками достиг метавзгляда на терапию и психологию. Тот же, кто еще не достиг обобщенного, мировоззренческого понимания, пока не может называться настоящим терапевтом.

Терапевт сам по себе тонкий, сложный, очень чувствительный и ранимый инструмент терапии. Самое важное и дорогое из того, что есть в терапии. Дорогое как в переносном, так и в прямом смысле. И важно обращаться с самим собой как с бесценным ресурсом.

Развитие и совершенствование терапевта идет путем подъема на очередную вершину, достижения плато, пребывания на нем, и прохождения очередного кризиса. Кризисы, которые переживает психотерапевт, - это очередные инициации, дающие доступ к следующим профессиональным вершинам. Настоящий терапевт проходит череду таких инициации. Чаще всего когда нет кризисов, то нет развития. И только отдельные гармоничные личности могут счастливо развиваться, избегая кризисов становления.

Терапевт "закрытый" и "открытый"
Можно выделить два крайних варианта профессионального стиля психотерапевта: психотерапевт, закрытый для клиентов и коллег, и психотерапевт, открытый для клиентов и коллег.

Понятно, что два этих полюсных типа крайне редко встречаются в жизни. Каждый профессионал несет в себе как черты открытости, так и закрытое (tm). А вот для удобства изложения и понимания важно остановиться на описании крайних, полюсных вариантов.

Терапевт закрытый настроен на манипулятивную работу, патерналистический подход к пациенту. Он воплощает собой власть. Принимает на себя ответственность за пациента и ход событий. Производит впечатление эффективного, надежного.

Чаще всего это специалист, использующий директивные методы психотерапии и преуспевающий именно в этих методах. Он постоянно заботится о соблюдении дистанции с пациентом. Не раскрывает своего внутреннего мира, своих переживаний. Занят сохранением своих профессиональных масок.

Он часто умело оказывает содействие. Он осторожен в обязательствах. Может изменять свои решения. Склонен к психологическим играм. Часто не работает с полной отдачей. И, что важно подчеркнуть, часто плохо справляется с реальными противоречиями изменяющегося мира.

Открытый терапевт - человек, позволяющий себе откровенность, близость, спонтанность, претендующих на успех, на результат.

Открытый психотерапевт настроен на партнерские отношения с пациентом, чаще работает личностно ориентированными методами. Он подстраивается, присоединяется к пациентам, раскрывает свои человеческие качества. Устанавливает тесные отношения, когда в этом есть необходимость. Способен убеждать, а когда надо и увлечь своим примером. Дает выход своим чувствам и тем самым снижает напряжение во время терапии. Часто испытывает внутренние сомнения. Признает свои слабости и неудачи. Больше стремится "быть эффективным", чем "казаться эффективным". Поэтому может оказаться незащищенным и "подставить" себя в играх пациентов и их родственников. _ Открытый терапевт значительно больше подвержен влияниям со стороны пациентов. Поэтому именно открытые терапевты больше нуждаются в соблюдении норм профессиональной культуры, в восстановлении своих психических ресурсов.

"Синдром сгорания" психотерапевта
Каждый терапевт может настолько глубоко входить в проблемы пациентов, насколько он сам углубился в анализ собственной личности, своих проблем. Это особенно касается открытых терапевтов. Для них более характерен "синдром сгорания".

Данному расстройству уделяется большое внимание в западной литературе. Многие основные работы на эту тему обобщены Р. Кочюнасом в книге "Психологическое консультирование" (1998). По нашим же данным, то, что описывается под названием "синдрома сгорания", содержит в себе два весьма отличных друг от друга явления. Поэтому помимо "синдрома сгорания" нами также выделяется и "синдром угасания" психотерапевта. Впрочем, эти синдромы могут встречаться и у специалистов иного профиля, работающих с людьми и использующих в своей работе ресурсы собственной личности.

"Синдром сгорания" характеризуется эмоциональным, когнитивным и физическим истощением, вызванным длительной перегрузкой. Такой человек ощущает себя уставшим даже в утренние часы. Впрочем, ночной сон также зачастую расстроен. У него мало энергии, оптимизма и энтузиазма. Его состояние может быть квалифицировано как астеническое и астено-депрессивное.

К формированию синдрома предрасполагают и личностные особенности психотерапевта, и его профессиональная подготовленность и организация труда. Из личностных особенностей прежде всего важно назвать интровертированность, повышенный уровень тревожности, эмпатичности, чувствительности. Из особенностей профессиональной подготовки важно отметить владение терапевтом техниками и приема психотерапии, а также глубину проработки им собственных психологических проблем.

К "синдрому сгорания" ведет гиперстимуляция в результате профессиональной перегрузки. Особенно индивидуальная и групповая работа с маломотивированными и немотивированными клиентами. Низкие результаты работы. Запрет на инновации и творческое самовыражение, носящий чаще административный характер. Стремление сохранить свои профессиональные секреты и боязнь быть разоблаченным, когда данные секреты не содержат декларируемых методов. Низкие возможности обучаться и совершенствоваться. А также возможности и желания обобщать и передавать свой опыт. И, конечно же, неразрешенные конфликты собственной личности. Низкая поддержка и высокий уровень критичности коллег.

"Профессиональное сгорание" редко достигает своей наиболее выраженной степени - "профессионального выгорания". И у терапевта есть возможности восстановления. Об этом мы будем говорить в лекции, посвященной ментальной экологии терапевта.

"Синдром угасания" психотерапевта
"Синдром профессионального угасания" характеризуется расстройствами, подобными предыдущему синдрому. Только они возникают в результате профессиональной гипостимуляции. И в выраженных случаях могут квалифицироваться как астеническое и астено-апатическое состояние.

Симптомокомплекс развивается при длительной монотонной работе, когда смысл ее не определен или мало понятен специалисту, а также когда труд неадекватно оплачивается. Ожидания терапевта не оправдываются.

Профилактика развития указанных синдромов во многом схожа. Она состоит в принятии на себя ответственности за свою работу, свой профессиональный результат и в делегировании части ответственности клиентам и пациентам. В умении не спешить и дать себе время для достижений в жизни и работе. В реалистической оценке своих возможностей и в умении проигрывать без самоунижения и бичевания. Ведь профессиональные спады и даже тупики - это естественные этапы профессионального развития каждого настоящего специалиста.

***
выделение курсивом мое. И.Г.Трасковецкая.
__________________
Lead, follow, or get out of the way. — Thomas Paine
Ответить с цитированием
Ответ



Ваши права в разделе
Вы не можете создавать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете прикреплять файлы
Вы не можете редактировать сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.



Часовой пояс GMT +3, время: 00:02.




Работает на vBulletin® версия 3.
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd.