#1
|
|||
|
|||
Возмещение затрат на оказание медицинской помощи
Коллеги, а приходилось ли кому-нибудь сталкиваться на практике с действием ст. 67 Основ законодательства об охране здоровья граждан, которая гласит: "Средства, затраченные на оказание медицинской помощи гражданам, потерпевшим от противоправных действий, взыскиваются с предприятий, учреждений, организаций, ответственных за причиненный вред здоровью граждан, в пользу учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения, понесших расходы, либо в пользу учреждений частной системы здравоохранения, если лечение проводилось в учреждениях частной системы здравоохранения".
Как решается эта проблема в случаях, когда лечатся жертвы техногенных, прежде всего автоаварий, когда есть ответчик по полису ОСАГО? Почему, нельзя требовать возмещения расходов на лечение с граждан-причинителей вреда? Может почитать, что посоветуете. Спасибо! |
#2
|
||||
|
||||
Давайте так. Вы описываете ситуацию, своё место в ней и, соответственно, свой интерес. Мы отвечаем. Слишком обширными получаются ответы на заданные Вами вопросы.
|
#3
|
|||
|
|||
Интерес чисто научный. Я теоретик. КЮН. Защищался по ОСАГО, но по специальности "Административное право". Сейчас увлекся проблематикой возмещения вреда здоровью. Не могу понять, почему при таком количестве пострадавших в авариях, и при достаточно удобном законодательстве, суды не завалены исками, а деньги за лечение не поступают в медицину. По моим подсчетам система здравоохранения легко может иметь 30-50 млрд. руб. сверх бюджета только с одного ОСАГО. Я писал кое-что на эту тему. Постараюсь найти и выложу.
|
#4
|
|||
|
|||
Вопрос родился из наблюдений, которые в обобщенном виде выглядят примерно так.
После запуска Нацпроекта «Здоровье» политика органов здравоохранения, стала акцентироваться на расширении возможностей якобы бесплатной медицины (высокотехнологичная помощь, спецтранспорт, лекарственное обеспечение). В регионах в государственных клиниках вводятся повальные запреты на платные услуги. Делается это под прикрытием различных государственных программ, в частности, Государственной программы по координации помощи пострадавшим в ДТП. Пациента лечат так, как удобно врачам. Ссылаются на стандарты. Положено по стандарту с определенной травмой, например, десять дней госпитализации, значит, будут держать десять дней. Но на одиннадцатый, выписывают, хоть в предкоматозном состоянии. Укол сделают, если надо. Либо так называемый информированный отказ. Я не против лечащих врачей, они под таким прессом, что, не позавидуешь. Сейчас в районных клиниках самый частый «пациент» - это прокурор, выявляющий факты поборов и оказания платных услуг. Поэтому врачам, не до лечения, главное, вывести больного из тяжелого состояния и перевести в разряд плановых. То есть, бесплатная помощь нацелена только на устранение угрозы жизни, потому что труп - это головная боль, это прокурор, это рапорта, объяснительные, экспертизы, родственники. В общем, «жесть» за 5-10 тыс. руб. мес. Даже дилетанту ясно, что лечение по стандартам, основанным на базовой программе ОМС, не всегда предполагает 100% результат в смысле восстановления поврежденных тканей, органов или их функций. Такое лечение основывается не на диагнозе и прогнозе развития болезни, а на доступности на текущий момент базовых услуг, установленных перечнем Минздравсоцразвития. Перечень ежегодно корректируется в зависимости от статистики и выделяемого финансирования. В разных регионах он может отличаться. По этим основаниям людей часто помимо их воли лишают возможности выйти из больницы быстро и с наименьшими моральными потерями. То есть, пациенту не предлагают альтернативных решений. Не дают права выбора, лечиться ему бесплатно с результатом «как выйдет» или оперативно получить платную, но технологичную и эффективную медицинскую услугу. Пострадавший в ДТП должен получить качественную медицинскую помощь в первые минуты и часы с момента получения травмы, и именно от этого во многом зависит прогноз его заболевания и следовательно величина затрат на лечение. Но официально стационар не имеет средств на приобретение дорогостоящих лекарств, кровезаменителей, металлоконструкций, эндопротезов и т.д., которые по стоимости могут в десятки раз превышать тариф ОМС. Человек оказывается перед иным выбором: соглашаться на то, что предлагают, а потом неизвестно, сколько и за какие деньги долечиваться или платить сразу «вчерную». Вчерную – как правило, срабатывает. Моментально находится, все что нужно, включая импортные лекарства нового поколения. Научились даже спицы «секондхенд» в кости «забивать». При этом, пациента лишают возможности официально заплатить в кассу госбольницы, следовательно, лишают возможности обосновать свои затраты на восстановление здоровья и компенсировать их за счет ответчика и его страховой компании по полису ОСАГО. По закону он имеет право на такую компенсацию. Закон обязывает причинителя вреда возместить вред в полном объеме, то есть потерпевший вправе требовать восстановления своего здоровья до состояния, предшествующего несчастному случаю. Денежные средства он должен получать не по суду, когда он либо сам поправится, либо станет инвалидом, а в период, когда он находится на лечении. Закон в этом смысле защищает пациента. Но законы мало кто знает, а страховщики гоняют людей за копейки по судам, упирая на то, что вообще, мол, не знают, за что платить, так как вся медицина у нас бесплатная. По Закону об ОСАГО на каждого пострадавшего в ДТП предусмотрено до 160 тысяч рублей в качестве возмещения вреда жизни и здоровью. Ежегодно на дорогах порядка 300 тысяч человек получает травмы и увечья. Значит, на каждого пациента, побывавшего в аварии, наша медицина может дополнительно получить в среднем 100-150 тысяч рублей. По данным РСА и ФССН РФ в России страховые полисы ОСАГО ежегодно приобретают порядка 30 млн. автовладельцев, уплачивая страховщикам десятки миллиардов рублей страховой премии. Нехитрый подсчет показывает, что только за пять с половиной лет действия Закона об ОСАГО (июль 2003 по декабрь 2008), в карманах страховщиков в том или ином виде «осело» порядка 160 миллиардов рублей или примерно половина собранной страховой премии. Из 300 тысяч пострадавших в ДТП ежегодно возмещение получают максимум 10%, да и то, копеечное. А ведь большая часть этих денег должна поступить в систему здравоохранения в качестве платы за лечение. Это 35-45 млрд. руб. в год сверх бюджетного финансирования. И эти деньги есть. Сколько составляет ежегодный бюджет Минздравсоцразвития? Почему медицинская бюрократия упорно делает вид, что не замечает этих денег? Мне не понятно. Как о великом благе, Минздрав недавно сообщил в очередном пресс-релизе, о выделении 3 млрд. бюджетных ассигнований на помощь пострадавшим в ДТП, забывая, что таким образом, покрывает преступное поведение хулиганов на дороге. |
#5
|
||||
|
||||
Здравствуйте.
Многоуважаемый Dr. Vadim поставил правильный вопрос о конкретизации темы. Правильно ли я Вас понял, идет речь о взыскании с граждан- виновников ДТП, чья ответственность застрахована по договорам ОСАГО, денежных сумм в качестве возмещения расходов на лечение потерпевших в ДТП? |
#6
|
|||
|
|||
Я бы сказал, что автор и пишет чисто конкретно(С). Приятно общаться с человеком, понимающим происходящее.
|
#7
|
|||
|
|||
Да уж...
Простейшим поиском в Инете выявлено, что тема обсуждалась неоднократно и долго - например, [Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям ], [Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям ], [Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям ]... Основное возражение страховщиков - ссылка на [Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям ] Цитата:
Вот и получается... |
|
#8
|
||||
|
||||
для тех участников, кому все понятно
|
#9
|
||||
|
||||
Если не говорить конкретно, а теоретизировать, у меня есть встречный вопрос: кто по мнению автора несет затраты, которые надо возмещать?
__________________
Lead, follow, or get out of the way. — Thomas Paine |
#10
|
|||
|
|||
Так, началась полемика. Значит, есть неравнодушные. Уже хорошо:-))
Речь идет о взыскании средств, необходимых пострадавшим в ДТП для лечения и восстановления здоровья, которые они не могут понести, потому что уних банально нет денег. Так бы я сформулировал проблему. Но взыскание не только с граждан, не только с виновников, и не только с застрахованных по ОСАГО. Давайте, по-порядку. 1. Конституционное право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помошь не тождественно праву на возмещение вреда, причиненному жизни и здоровью, которое даровано нашим (и ненашим) гражданам Главой 59 ГК РФ. Это первый главный и принципиальнейший момент. 2. Ссылка на статью 1085 как аргумент, чтобы не платить - чистой воды лукавство. Эта статья выполняет специфическую функцию и должна прменяться адресно. Например, инвалидов ВОВ государство обязано бесплатно обеспечивать транспортными средаствами и менять их через семь лет эксплуатации. Значит, инвалид ВОВ, пострадавший в аварии, автомобиль с ответчика не должен требовать. Чернобыльцы, многодетные, ВИЧ-инфицированные. Вот о чем речь в этой статье. 3. Права потерпевшего вытекают из следующей юридической конструкции, основанной на Главе 59 ГК, статье 15 ГК и Законе об ОСАГО. Вред, причиненный повреждением здоровья - это телесные повреждения, травмы, в том числе психические, увечья, нетрудоспособность, моральный вред, когда он вызван физическими страданиями, и т.п. Пострадавший в ДТП, если он не автовладелец – участник аварии, не обязан ждать, пока решится вопрос с виновностью в рамках административного или уголовного дела. Лицо, ответственное за вред, причиненный жизни и здоровью, источником повышенной опасности (а автомобиль является источником повышенной опасности), обязано возместить вред независимо от вины, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Если вред здоровью причинен вследствие автомобильной аварии, то потерпевший вправе требовать его возмещения с любого! владельца транспортного средства, участвовавшего в аварии, независимо от его вины. Исключения из этого правила касаются только водителей-участников, если они являются владельцами транспортных средств. Вред должен быть возмещен в полном объеме, в денежной или натуральной форме. Потерпевший вправе требовать восстановления здоровья до состояния, предшествующего аварии, в том числе и при его последующем ухудшении. Главное, чтобы в медицинском заключении четко прослеживалась цепочка авария – травма –расходы на лечение. Страховая компания не является лицом, ответственным за причинение вреда. Страховая компания как страховщик ответственности автовладельца выступает в качестве финансового гаранта в пределах, установленных: - законом (ОСАГО) – 160 тысяч рублей на каждого потерпевшего; - договором (ДСАГО) – согласно договору. Потерпевший не обязан обращаться в страховую компанию. Он вправе это сделать, если ему известно, что ответственность застрахована. Закон об ОСАГО принят для удобства потерпевшего. Но если со страховой возникают проблемы, то нужно незамедлительно подавать в суд на любого автовладельца – участника аварии, который, по вашему мнению, более перспективен. Лучше на того, в чьем полисе вы заинтересованы, но закон позволяет предъявлять требование ко всем сразу. Тогда появится заинтересованный союзник, и проблема потерпевшего со страховщиком станет проблемой автовладельца. Есть нюансы, но целом так. Но на вопрос-то вы не ответили: есть личный опыт или нет и почему медицинская бюрократия так боится этих денег (я это из личного опыта вынес). Удачи! |
#11
|
||||
|
||||
Не очень понятно, как Вы себе представляете возмещение вреда, и Вы не ответили, в чей адрес согласно действующему законодательству следует отнести это возмещение. Кто несет убытки вследствие противоправных действий?
__________________
Lead, follow, or get out of the way. — Thomas Paine |
#12
|
|||
|
|||
Вред
Правда, зануда:-)
Объясняю популярно. Иван Иванович не стал обзывать соседа гусаком (помните Гоголя?) а взял кувалду, вышел во двор и шааарах по машине Иван Никифоровича. Что он сделал в гражданскоправовом смысле? Причинил вред имуществу ИН. Что по закону вправе потребовать ИН от ИИ? Отремонтировать его авто своими руками, оплатить ему ремонт на СТОА, либо выдать ему эквивалентную сумму в дензнаках. То есть, возместить вред. Убыток возник из факта причинения вреда. Усложним задачу. Дав кувалдой по машине, ИИ зацепил соседа и проломил ему голову. Слегка, но ощутимо. Что он сделал? ИИ причинил вред здоровью ИН. На что вправе рассчитывать ИН? На компенсацию потери в заработке, на доппитание, посторонний уход, помощь психоаналитика, санаторно-курортное лечечение, ВИП-сауну, личный самолет и все прочее, что не входит в базовую программу ОМС, но необходимо по мнению ИИ, чтобы полностью стереть в памяти последствия инцидента. Главное, убедить в этом еще суд. Повреждение здоровья само по себе убыток. Есть проблема с денежной оценкой. Но здоровье это не только отсутствие болезней и физических дефектов. Это состояние физического, душевного и социального благополучия, возможность выбирать профессию, заниматься спортом. Если есть лицо, ответственное за причинение вреда здоровью, ему эти требования и должны быть адресованы. В случае с автомобилями действия не обязательно должны быть противоправными. Автомобиль - источник повышенной опасности. Там предусмотрена деликтная ответственность, то есть без вины. Но с жертвами дорожных аварий проблема заключается в том, что деньги на лечение нужны срочно, когда они, пардон за цинизм, тепленькие, а не когда станут инвалидами. Ну, или, ... "из праха вышел, в прах и обратится". |
#13
|
||||
|
||||
Ок, идем дальше. Будем пошагово, ладно?
Кто уполномочен в рамках действующего законодательства фиксировать вред здоровью? Кто уполномочен определять причинителя вреда? Кто и как может установить величину денежного возмещения вреда здоровью?
__________________
Lead, follow, or get out of the way. — Thomas Paine |
#14
|
|||
|
|||
Ох, и задорите вы меня! Вторую диссертацию я не планировал:-((
1. Экспертиза. 2. Читайте внимательно. Сам потерпевший. Если в аварии участвовало несколько авто, владельцы несут ответственность солидарно. Если одно, все и так ясно. 3. Сейчас это принимается судом по факту понесенных или реально предполагаемых затрат. Но, что вам это даст для ответа на мои вопросы? |
#15
|
||||
|
||||
Стоп. Приехали.
В каком нормативном акте можно почитать о том, что причинителя вреда здоровью фиксирует сам потерпевший?
__________________
Lead, follow, or get out of the way. — Thomas Paine |