#1
|
|||
|
|||
Мальчик 3,5 года с ЗПРР: что делать?
Добрый день, уважаемая Полина Львовна!
Очень надеюсь на ваш совет по выбору тактики занятий с моим сыном. Он отстает в развитии и не разговаривает. Мы с ним ходим на занятия в лекотеку при логопедическом д/с, однако занятия там, хоть и полезны, но несколько формальны и даже без логопеда. Хочется понять, что именно Илюше нужнее всего. Наша «врачебная» тема вот здесь: http://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=47298. Сейчас ребенку 3 года 5 мес. Диагноза у нас по-прежнему нет. Врачи предполагали аутизм или синдром Ангельмана, но предположения не подтвердились. Сейчас у нас стоит «просто» ЗПРР, аутичные черты. Что изменилось со времени создания «врачебной» темы (с 2 лет 1 мес.): Значительно улучшилось понимание обращенной речи, но полного понимания, как мне кажется, все-таки нет. Ребенок довольно послушный, слово «нельзя» производит на него впечатление, хотя в последнее время появился легкий негативизм, который мы с мужем связываем с «кризисом трех лет». Илюша стал понимать указательный жест (смотрит на указываемый предмет, а не на палец, как раньше). Полюбил рассматривать картинки в книжках, слушать сказки и смотреть мультики. Рисует каракули. Охотно общается со взрослыми; детьми интересуется, подходит, играет рядом, но не вместе. Аутичные черты стали менее выраженными, но остаются «танцы» на цыпочках в возбужденном состоянии. Стал нормально спать всю ночь, но засыпает по-прежнему с трудом (укачиваем в коляске или ложимся рядом с ним в постель). Что меня беспокоит: 1). Илюша не пользуется речью и отказывается произносить звуки и слова по просьбе. Вступает в диалог неохотно и только когда есть прямой зрительный контакт. При этом лепечет много и разнообразно, в последнее время появилось «давай-давай», которое он иногда использует для выражения просьбы. Но чаще обходится без слов: хочет пить – несет поильник и пакет сока; качаться – тянет к качелям; мультик – тянет к компьютеру и включает его. Если может, достает желаемое сам. Я пытаюсь вызвать его на диалог: «Хочешь пить?» Он молчит, смотрит в сторону и протягивает мне сок. Добиваюсь, чтобы он посмотрел мне в глаза и повторяю вопрос несколько раз. Наконец, он кивает, и я наливаю ему сок. Пробовала вытянуть из него слово «да», и пару раз он даже его произнес тихим шепотом, но явно предпочитает кивать. 2). Ребенок физически неловок: на стул научился влезать в 2,5 года, долго не мог освоить ходьбу по лестнице, боялся лазить по деревянным сооружениям на детской площадке, кататься с горки. Слезал со ступенек лестницы или бордюра тротуара, как со стула: садился на краешек и спускал ноги. Поднимался – на четвереньках. Сейчас ходит почти хорошо и увереннее ведет себя на детской площадке, но некоторая неловкость остается. Мелкая моторика тоже не очень хороша: не умеет, например, застегивать пуговицы и надевать носки, но с молниями и велькро справляется хорошо. 3). Логопед нам сказала, что у Илюши слабоваты мышцы лица, но чрезмерно развит язык: он постоянно елозит во рту языком, сворачивает его в трубочку, высовывает «лопатой» вниз, трогает руками и т.п. Она предположила, что он так натренировал его от скуки. Я не знаю, как к этому относиться. Слюнотечение у сына было где-то до полутора лет, с тех пор – нет. В первый месяц жизни он плохо сосал, потом кормление наладилось. Проблем с глотанием и жеванием не было никогда. 4). Ребенок с трудом сосредоточивает внимание, легко отвлекается. Не может собрать пирамидку с учетом размера колец, не выделяет предметы одного цвета. С трудом справляется со вкладышами и сортером. При этом хорошо откручивает, закручивает, поворачивает, сдвигает, нажимает всякие кнопки, рычажки и тумблеры. Заранее большое спасибо! |
#2
|
||||
|
||||
Добрый вечер. В чем ваш вопрос более конкретно?
Я не знаю, в чем заключаются занятия в лекотеке, как ведет себя ребенок со сверстниками и тд. Но, судя по описанию, диагноз мальчику поставлен правильно и динамика развития наблюдается. Основное направление работы- формирования взаимодействия и общения с окружающими. В основном , это работа для детского психолога или для логопеда, умеющего работать с такими нарушениями.
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |
#3
|
|||
|
|||
Я спрашивала именно об основном направлении работы, так что вы ответили на мой вопрос, большое спасибо! В этом направлении мы и движемся на занятиях в лекотеке (с детским психологом, дефектологом, игротерапевтом и социальным педагогом), это радует. Правда, занятия там индивидуальные, так что со сверстниками ему общаться негде, но с сентября он пойдет в вальдорфскую студию для малышей - специально ради общения.
Более конкретный вопрос: меня беспокоит, что ребенка не пытаются разговорить. Логопеда в нашей лекотеке нет. Нужен ли он Илюше или на этом этапе он не поможет? И еще один вопрос, если можно: На мамских форумах активно обсуждают метод Томатиса, который якобы эффективен для развития речи. В нем есть рациональное зерно или это очередной отъем денег? |
#4
|
||||
|
||||
Я про этот метод знаю немного, но не думаю, что он может оказывать решающее влияние на развитие речи. Могу лишь сказать, что подключение дополнительного канала восприятия (костная проводимость и телесная чувствительность) могут помочь в некоторой степени восприятию речи детей с проблемами.
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |
#5
|
|||
|
|||
Полина Львовна, можно еще вопрос? Я задала его в своей теме по неврологии, но не получила ответа. Может быть, вы мне поможете? Я очень хочу найти в Москве специалиста по АВА-терапии (Applied Behavior Analysis). Пытаюсь сама применять ее элементы – очень нравится! Мне кажется, моему ребенку она очень подходит. Занимаются ли у нас где-нибудь по этому методу? Или хотя бы его принятое русское название.
Заранее большое спасибо! |
#6
|
||||
|
||||
К сожалению, не знаю. Какой-то вид поведенческой терапии. Введите в поисковики "поведенческая терапия при аутизме". Может быть, что-нибудь, найдете.
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |