#1
|
|||
|
|||
Трагедия с животным
Здравствуйте!
Ну вот.. дошел я и до этого раздела. Сегодня произошло ЧП. Дочь (4,5 года) периодически бывает у знакомых-соседей. У нас с этой семьёй сформировались дружеские, что называется добрососедские отношения. Там трое детей, среди них девочка - на год с тарше нашей. Девчонки подружились и в гостях друг у друга бывают практически ежедневно. У соседей кролик декоративный. Сегодня по прошествии часа нахождения дочки в гостях, её привела соседка.. расстроенная и даже гневная (как показалось) с фразой: "Настя убила кролика..". Настю при этом колотит, плачет навзрыд, и "кролика жалко" и "я не хотела" и "он царапался" Мы в шоке. После разговора с соседом (он спокоен как всегда) выясняю диспозицию. Девчонки играли очень шумно, бегали, смеялись громко, гонялись за кроликом, то ловили его, то отпускали. Вот так однажды поймав, Настя внезапно отбросила его в сторону - прямо на стену.. Он от удара головой тут же умер. Прошу прощения за возможный сумбур, но нервное состояние у меня не в норме. Угнетает всё. В первую очередь сам поступок дочери. Нам с женой кажется, что она в полной мере не осознаёт до какой степени ужасная вещь произошла. Проревела час примерно, потом стала просить включить мультики, песни (и те и другие, кстати, только отечественные, в основном еще советские). Получила отказ, разумеется, во всех развлечениях. Попытки "глубоких" разговоров, мне кажется не результативны. Или я не хочу себе признаться, что мы очень сильно в чем-то ошиблись в воспитании..или может быть, я напрасно преувеличиваю? Вряд ли. Мне почему-то кажется (опять это слово, блин), что ребенок в таком уже сознательном возрасте, после.. этого.. должен испытавать какую-то жалость, стыд, вину, но по-моему этого нет. С животными до этого ничего подобного не замечалось: все кошки и собаки во дворе - Насте их непременно надо погладить, пообщаться. Есть некоторые "проблемы" с бабушкиным котом. Настя может его ИНОГДА бесцеремонно ногой подвинуть, иногда очень грубо, но тот (я оправдываюсь), простите, "сам дурак" - все попытки гладить заканчиваются когтями и зубами. Ему нравится, когда его гладят, но во время этого - непременно надо укусить или впиться когтями. Взрослые более-менее понимают это, ребенок - вряд ли. Давно это у них.. Вобщем, мы все в ужасном настроении. Перерыл несколько сотен страниц в Сети и не нашел ничего подходящего.. Что делать? Как реагировать, о чем говорить? Помогите пожалуйста. С уважением, ДД |
#2
|
||||
|
||||
__________________
... с Уважением, Алексей Вячеславович Степанов. Стать участником психотерапевтической группы в Москве Мой сайт |
#3
|
|||
|
|||
Да. Спасибо за вопрос.
Объясняли, что как бы там ни было, она совершила проступок (за который по моему (нашему) мнению не испытывает чувства вины) и что сейчас там ( у соседей) детям плохо, у них горе и поэтому не время для развлечений. "Сегодня плохой день". Еще через пару часов снова была просьба мультиков, на ответ "Нет. Сегодня мультиков не будет" (это не грозным тоном, а скорее естесственным в ситуации, просто грустным) она спросила "Потому что сегодня плохой день?" В душе после такой фразы чуть не улыбнулся. Неужели я болван? Но где? Блин.. столько вопросов. Затвтра праздник, но несмотря на его ассоциативность с чем-то пушистым, на душе какой-то груз лежит.. |
#4
|
|||
|
|||
Прошу прощения.. Очень сложно, конечно, разговаривать с ней по этой ситуации, возможно что-то пытается сказать не так, как ощущала, или боится "сказать не так", но по ответам получается, что она намеренно бросила кролика к стене, а не инстинктивно - от царапин. Пытаюсь познать мотив, но не получается..
|
#5
|
||||
|
||||
Дмитрий, получается, что Ваша дочь была наказана за то, что она не чувствовала того, что по Вашему мнению должна была чувствовать.
Прежде чем развить эту мысль позволю себе два рассуждения. Первое. В законодательствах большинства стран возраст уголовной ответственности определён 14-16 годами. Такая норма существует не потому, что общество гуманно/терпимо/снисходительно относится к детям, а потому, что общество понимает, что человек до определённого возраста не в состоянии в полном объёме осознать и оценить содеянное. Второе. Очень много из того "плохого", что делают дети обеспечивается взрослыми. Взрослое население Вашей соседской квартиры решило, что кролик подходящая игрушка для детей ("девочки играли"). Но подходящая ли кролик игрушка? Мы же не позволяем играть детям с ножом или с фарфоровой статуэткой 19 века, стоящей на мамином столике. Домашних животных кормят, убирают за ними дерьмо, ласкают и дрессируют. Последнее без участия взрослого невозможно. Возвращаясь к началу поста... Высшие социальные эмоции (чувство вины, например) не даны в ощущение человеку по рождению. Дети научаются им двумя путями: 1) наблюдая, как переживают чувство вины взрослые, 2) сталкиваясь с недовольством значимых взрослых. Пока есть риски того, что Ваша дочь научится испытывать чувство вины за то, что чувствует что-то, что не одобряет папа (она же за это наказана). Мне представляется, что познание мотивов в данной ситуации не главное (они очевидны - игра). Важнее уроки и именно о них, как мне кажется, нужно говорить с дочерью. Примерно (очень примерно) так: "Теперь ты знаешь, что твои действия могут причинить боль другим и даже убить. И это очень страшно и горько, что даже случайные твои действия могут делать других несчастными. Мне очень жаль кролика. Он мог бы ещё долго жить и приносить радость людям. И теперь, я думаю, что ты понимаешь, что домашние животные - это не игрушки. С ними нельзя играть. Их можно только... И только это. Понятно?"
__________________
... с Уважением, Алексей Вячеславович Степанов. Стать участником психотерапевтической группы в Москве Мой сайт |
#6
|
|||
|
|||
Алексей Вячеславович, спасибо большое! Весьма доступно.
Интересно, истории про раздавленных в детстве бабочек и оторванные лапки у кузнечиков, пугающие развитием в будущем чего-то более тяжёлого - не должны беспокоить родителей? Ведь (я утрирую разумеется) по первому пункту: раз неразумен значит неподсуден. Неосуждаем? Понятно, что каз раз ОБсуждаем, доводим, объясняем (пытаемся), но вопрос: в неслучайно оторванных крылышках и лапках нет тревожных колокольчиков? Спасибо |
#7
|
|||
|
|||
До определенного возраста это, своего рода, норма. Понимание того, что это - живое, что ему больно, что жизнь конечна, приходит гораздо позже. Чтобы пришло понимание, надо объяснять. Если объяснения правильные, то из жестокого ребенка (все дети жестоки) вырастет добрый, отзывчивый и порядочный человек.
|
#8
|
|||
|
|||
Спасибо!
А есть какие-то наработанные методики, наверное? О том КАК всё таки объяснять четырёхлетке иногда невосполнимость "потерь"? Просто пока у нас это не очень получается. А может так и должно быть.. Еще раз спасибо всем огромное!!! |
#9
|
||||
|
||||
Дмитрий, ведь особо добавить нечего.
В том числе и потому, что в начале темы Вы заявили конкретную ситуацию а теперь формулируете весьма общие вопросы. И познавательный интерес и агрессивность свойственны человеческой природе. Не будь того и другого мы бы из пещер не вышли. От надувания лягушек маньяками в общем не становятся и наверняка есть маньяки, которые никогда лягушек соломинкой не надували. (Простите за натурализм). Человеческое в здоровом человеке ломают отношения. В Вас, Дмитрий, чувствуется трепетная установка не навредить дочери. Но спросить: Цитата:
Дети знают о "невосполнимости" с очень раннего возраста. То, что они делают с этим знанием во многом зависит от того, как ведут себя взрослые. Что взрослые делают, а не то, что они говорят. Посещают ли могилы, поминают ли умерших за столом. Плачут ли при просмотре фильма "Хатико", смотрят ли с ребёнком мультик, где папа лев говорит львёнку о Великом круговороте жизни. Как проявляют собственную агрессивность. Ходят ли по газонам и подают ли милостыню. Что делают с декоративным кроликом. Сомневаюсь, что из написанного возможно склеить методику.
__________________
... с Уважением, Алексей Вячеславович Степанов. Стать участником психотерапевтической группы в Москве Мой сайт |