#1
|
|||
|
|||
Мальчик 2,5 лет. Совсем не говорит.
Добрый день.
Нужна консультация. Мальчик 2 года и 4,5 месяца. Родился нормально на 38 неделе. 3 кг, естественные роды, без осложнений, беременность тоже без намёков на осложнения. До года проблем не замечали. Сейчас говорит следующее: "мама", "ма", "не", "дей-дей", "папа". Последнее - только шепотом, и, думаю, непроизвольно (т.е. как бы непроизвольно вырывается, к месту не употребляет). Плюс есть звукоподражание - каркает как ворона (т.е. не "кар-кар", а реально), квакает, изображая лягушку. "а-а" - это собака, тонким визгом "и-и" - мышка. Всё это без согласных. Их почти совсем нет (только "м" и "н" в словах "мама" и "не"). Общается мычанием, интонациями, хныком, многие вещи изображает жестами. Речь при этом понимает хорошо - знает много слов (думаю, порядка сотни, может больше), показывает их на картинках, кивками (да и нет) отвечает на различные вопросы. Речевое развитие остановилось где-то в 10 месяцев на первых слогах. Лепета не было. С года до двух был низкий гемоглобин (90), выправляли мальтофером до возраста 2. Обследования: Сурдолог (в 2) - слух в норме. ЭЭГ: Ритм зрительного покоя выражен слабо, дезорганизован медленными волнами преимущественно тета диапазона, регистрируется в теменно-затылочных (преимущественно затылочных) областях в виде билатеральных групп волн частотой до 6,0 Гц и амплитудой до 60-110 мкв. Ритм сенсомоторного покоя преобладает в лобно-центральных областях мозга в виде коротких групп волн средней частотой до 7 Гц и амплитудой 40-70 мкв как билатерально, так и с непостоянным амплитудным преобладанием то слева, то справа. Бета активность преобладает в лобно-центрально-височных областях мозга в виде групп волн с частотой до 17-24 Гц и амплитудой до 10-20 мкв на фоне диффузных артефактов мышечного напряжения. Медленная активность регистрируется в виде множественных, диффузных волн и билатеральных групп волн частотой до 3-6 Гц и амплитудой 70-120 мкв, преобладающих в затылочных областях мозга. Реакция активации при предъявлении внешних раздражителей сохранена. При фотостимуляции (4-16 Гц) реакция усвоения ритма не зарегистрирована. Заключение: при проведении ЭЭГ четких локальных изменений и эпилептиформной активности нет. Иоэлектрическая активность мозга умеренно дезорганизована, частота основной активности достигает 6,0 Гц, зональные различия сохранены. На ЭЭГ регистрируется общемозговые изменения биоэлектрической активности, свидетельствующие о нарушении функции структур лимбико-ретикулярного комплекса (преимущественно структур ретикулярной формации каудальных отделов ствола мозга). Обследования в клинике Логомед-Прогноз: Нейросонография: лёгкое расширение боковых желудочков с (неразборчиво) ВЧГ и (опять неразборчиво). Допплер: Кровоток в позвоночных артериях (на шейном уровне) снижен на 25%, на интракраниальном уровне - на 20%. Аккустические стволовые потенциалы: Стволовая и речевая функция Периферический слух - норма (от 20 дб); Амплитуда - снижена Центральное время - выраженное увеличение на бульбарном уровне Проведение - 4кГц (скорость переработки слухо-речевой информации) - выраженное замедление. Выраженное вовлечение ствола головного мозга. Когнитивная функция и оценка внимания: Ответ на новую информацию - хорошая норма. Амплитуда - Норма. Я резюмирую. Невролог нам сообщил, что сын слышит речь хорошо, но центр мозга отвечающий за её обработку и произнесение развит мало. Кроме речи никаких проблем развития мы не наблюдаем. Читаем книжки мы довольно много - он часто просит и сам, массируем ручки, просим подуть на ватку, на мыльные пузыри, пытаемся вызвать подражание в игровой форме (получаем гортанное звукоподражание, но не согласные звуки). За несколько месяцев прогресса слишком мало, чтобы не начать искать другие методы. Также вызывали логопеда - занимались 4-5 раз, видимого прогресса нет. Нам нужны какие-то системные занятия, и начать, как я понимаю, мы должны как можно раньше. Можете ли что-то посоветовать, где найти такие занятия в Москве? |
#2
|
||||
|
||||
Сходите на консультацию в ИКП РАО, а там в лабораторию содержания и методов ранней помощи детям с выявленными отклонениями в развитии. Заведующая Разенкова Ю.А. Не пугайтесь названия, там есть логопеды. которые знают ранний возраст. Возможно, помогут вам найти куда обратиться и по месту жительства.
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |
#3
|
|||
|
|||
К Разенковой мы так и не попали - всё по записи, свободных окон до сентября не оказалось.
Нашли местный логопедический садик, подали все документы, нас обещали принять ещё в июне, теперь вот сентябрь - говорят, не пришли списки из ОСИПа, звоним в ОСИП - те говорят, что "сидят на коробках и переезжают". Пропили курс когитума, прогресса мало, но есть - знает буквы "А", "О", "У", "И", "М", умеет их произносить. Умеет говорить "ой", любит это дело . Иногда "ай". Старается произносить "К", но сложно - получается слишком гортанный звук. "С", получается но не совсем правильно. "Папа" по прежнему громким шепотом, ещё баба" появилось. Кроме "мама", "папа", "баба", "ой", "ай" и "не" слогов нет. Вообще, больше молчит. Врачи нашли неправильный прикус и короткую уздечку у языка. |
#4
|
||||
|
||||
Будьте настойчивы и добивайтесь путевки в детсад. Сентябрь, кстати, уже наступил.
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |
#5
|
|||
|
|||
Эх. Дела у нас не очень, стало ясно, что всё оочень серьёзно.
Сыну уже 3 года и 1 месяц. За это время: с октября ходим в логопедический садик. Там занятия с логопедом и дефектологом несколько раз в неделю. В садике есть психолог. Октябрь-ноябрь ушли на адаптацию, потом праздники, потом -25. Сделали курс общего массажа (10 занятий), будем повторять. Были у какого-то количества врачей, уже не упомню, рекомендации были вроде "пить новопассит, потому что ребёнок возбуждённый". Что ещё выяснилось: реакция на музыку. Под музыку не танцует, даже когда пытаются сделать так, чтобы он повторял за другими детьми/взрослыми. Стоит, застыв. Видно, что пытается понять, что это за какофония. Танцевать - не заманишь, отказывается. Когда дети водят хороводы в садике, или пляшут, с ними двигаться в такт музыке не может. Тоже самое с речью - вроде, когда слушает внимательно, понимает сложные фразы, а когда ему не интересно - зовёшь не дозовёшься (даже реагирует на имя раза с третьего). Прогресс сопровождается откатами. Долгое время показывал и произносил буквы ("а", "о", "у", "р"), теперь нет. "папа" раньше произносил, теперь хуже: "п-п" получается. При этом, научился выговаривать "мой" и "моя", очень старательно это делает, но не всегда произвольно. Собака стала "афф - афф", а не "а-а". Из стабильного: Слово "да" появилось, его он произносит стабильно, хотя видно, что ему это требует труда. Задувает свечку много раз, но правильно дуть так и не научился за несколько месяцев (задувает, но губы не трубочкой, а плоско держит). Ещё появилось некоторое количество непроизвольных звуков вроде "поя-поя", "пой-пой". Начал рисовать кисточкой и красками (раскрашивает). Диагноз в местной поликлинике: моторная алалия под вопросом. - Невролог прописал медикаметозное лечение (пантогам, актовегин, нефромультивит). - Помимо занятий в садике, сейчас ищу логопеда и дефектолога для занятий на дому (у нас или у врача), которые работают с алалией. - Исходя из реакции на музыку, будем пробовать "нетрадиционные" методы вроде "метода томатиса". |
#6
|
|||
|
|||
Пантогам, актовегин и иже с ними ничего не лечат и к развитию речи не имеют никакого отношения. А вот проблем в виде гипервозбудимости и нарушений сна с такого лечения получить можно с высокой долей вероятности.
Вы ничего не пишете о социальном развитии ребенка, а это важно. Вам нужно обязательно искать грамотных педагогов, которые и будут заниматься развитием речи. Вы были в Институте Коррекционной Педагогики, как советовала Полина Львовна? Еще можно обратиться в Центр Лечебной Педагогики, там сильные специалисты. Метод Томатиса- потеря времени и шарлатанство. |
#7
|
|||
|
|||
Цитата:
Так же с ЗПР пытались отграничить (консультация дефектолога после 3х)? Что вы вкладываете в понятие "понимает сложные фразы"? Например? |
#8
|
|||||
|
|||||
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Мы подумали, что не сенсорная, поскольку ранее проверяли слух в сурдоцентре. Сейчас уже ничего не знаю. Результаты обследований я разместил в начале поста - больше не знаю, что проверять, к каким специалистам обращаться, чтобы они отдифференцировали. Цитата:
Цитата:
- "Ты хочешь спать/есть/пить?" (кивает да/нет) - "Принеси что-нибудь (игрушку, бутылку)" (из другой комнаты - приносит). "Отнеси папе" - "это мусор, надо выбросить" (несёт, выбрасывает в ведро) - "Ты что-то потерял?" (когда что-то ищет. "да"). - "Ты хочешь домой?" (на прогулке) - "Самолет летает?" ("да", изображает, как летает самолёт) - "Где синяя фигурка" (показывает) - "Каким цветом будем рисовать траву?" (берёт зелёный карандаш) - Фразу "Дед мороз читает письмо" показывает на фигурках - деда мороза тыкает в письмо. Не понимает: "Кто написал письмо?" (показывает письмо). "К кому идёт снеговик?" Про то, что он под музыку не любит танцевать - мы заподозрили только этим летом. Хотя в остальном, если музыка хорошая - он слушает. Шопен, например, ему нравится. |
#9
|
|||
|
|||
Цитата:
Вы немного не поняли мой вопрос про социальное развитие:-). Попробую развернуто: - как ребенок взаимодействует с детьми в саду или, скажем, на площадке? - инициирует ли сам игру? Пытается включиться в уже организованную игру? - есть ли сюжетная игра? -инициирует ли игру со взрослыми? - выполняет ли сложные просьбы? (принеси из комнаты зеленый мячик и дай папе) -чем любит заниматься, когда предоставлен сам себе? |
#10
|
|||
|
|||
Цитата:
Задача логопеда постараться отграничить сенсорную алалию от моторной (первое - это нарушение понимания речи, второе - нарушение воспроизведения речевых единиц - если в двух словах). Процесс сложный и длительный, с одного визита определиться специалисту вряд ли получится. Если ребенок позволяет - можно пройти курс логопедичесского массажа. Цитата:
Литератутры так же много указано, ориентируйтесь на авторов Громова, Янушко. Неплохой картинный материал и упражнения представлены в пособии "Школа семи гномов", только берите категорию "дети до года", там достаточно сложный речевой материал на возраст 3 - 4 года, вам не подойдет. И запомните, занятия со специалистами даже 5 раз в неделю не дадут такого эффекта, как если бы вы параллельно играли и общались с ребенком дома ежедневно. |
#11
|
|||
|
|||
Согласен. Теряем время. Записались в Центр Лечебной Педагогики, но там... запись на 3-4 месяца вперёд. Нашли контакты нескольких специалистов (логопедов), кто работает с моторной алалией - будем ездить к ним, дойдёт очередь в ЦЛП - посмотрим.
Про социальное развитие: раньше мы не видели иных проблем, кроме развития речи. Сейчас мне кажется такие проблемы есть. Если год назад можно было говорить, что нет речи, но неплохое физическое развитие (игра в мяч, координация при залезании на препятствия, прыжки с высоты), то сейчас и плюсы уже скрадываются. Пока пытаемся получить направление в 6-ю больницу. Опишу наши наблюдения и ответы на ваши вопросы. Социальное развитие: - дети его интересуют, он к ним подбегает, но ролевой игры нет. Понравившихся детей обнимает. - Сам игры с детьми не инициирует. Где-то с возраста 2,6 присоединяется "к беготне" (беспорядочная беготня по кругу, катание с горки, бегом обратно). - Сюжетной игры нет - Со взрослыми инициирует взаимодействие следующим образом: приносит игрушки/книжки, просит с ним поиграть/почитать. Тянет за руку к играм. Или показывает жестами, что его надо покрутить/покидать в воздух. - Сложные просьбы. Выполняет редко. Изредка выполняет, нам пока сложно определить. Стабильно - скорее нет. - Раньше в одиночестве вообще ничем не мог себя занять - всегда звал маму или другого взрослого. (единственная альтернатива - айпад/мультик). Последние 3-4 месяца немного занимает себя сам. Варианты: -- раскрашивает красками (альбомы, картинки-раскраски) -- собирает пазл/собирает из кубиков картинку -- "ловит рыбу" (такая игрушка с удочкой и рыбками, которые могут нацепляться на крючок) -- расставляет самолёты в линию (до 15-20 самолётов в ровные линии). расставляет в линию самолёты где-то с лета, остальное начал делать после того, как начал ходить в садик. Спасибо большое. |
#12
|
|||
|
|||
Отлично, что записались в ЦЛП. Очереди туда определенно стОит ждать:-).
Что говорят воспитатели сада по поводу поведения ребенка в группе? Выполняет ли он режимные моменты? Как развиты навыки самообслуживания (кушает ли сам, одевается, просится на горшок и т.д.)? Сюжетная игра никогда не появлялась? Вы сами как-то пытались ее инициировать? Например, "включиться" в выкладывание рядов из самолетов и придумать, куда они летят, кого везут и тд? В 6ку съездите, конечно, направление берется у детского психиатра по месту прописки ребенка. Пока ждете очереди в ЦЛП, можете обратиться в Медико-психологический центр в своем районе, они бесплатные, есть в каждом округе. Там проводят диагностику и занятия психологи, логопеды и дефектологи. Вполне возможно, что Вам окажут нужную помощь. |
#13
|
|||
|
|||
Возвращаюсь к теме.
Мы прошли большой путь. Сдвиг начался в феврале вместе с приёмом лекарств. С тех пор за четыре месяца по назначению невролога пропили диакарб, аспаркам, пирацетам, циннаризин, витамины, уколы кортексина и церебролизина. Мы перешли в другую стадию. Сейчас сын говорит. Активный словарный запас мы оцениваем в диапазоне 500-1000 слов. (Задались целью посчитать - одних животных насчитали в апреле около 30-ти). В плане звуков есть проблемы с некоторыми, например "р" и "л", также иногда путает слоги: "мыльные пауси" вместо "мыльные пузыри", или "поисей" вместо "пожалей" Речь не очень связная. Может спросить "где мама?", или сообщить "я голодный". Общается обычно двусложными или трехсложными предложениями: "самолёт летит", "я хочу макароны", "не буду гулять", "пойдём домой". Недавно в занятиях перешли к предложениям с дополнениями (т.е. от "белый самолёт летит" к "белый самолет летит по небу"). При этом, предложения не всегда использует, ограничивается отдельными словами "малекив эштенив" = "поставь мультик про маленьких эйнштейнов". Сюжетная игра уже в ходу. Начал воспринимать музыку. Считает до 10-ти. Понимает некоторые вопросы - "где?" "кто?" Не понимает вопросов "когда?", "почему?" Например: - "мальчик плачет" - А почему мальчик плачет? - "гомко плачет" (громко плачет) Осталось сильное запаздывание по моторике - до сих пор не рисует. Первый рисунок мелом появился месяц назад - два вложенных "круга". Всё ещё не любит, отказывается. С карандашами и фломастерами - тоже. Смогли приучить к ножницам. Режет бумагу. Пластилин - тоже пока не делает поделки. Но появилась некоторая фантазия в этом направлении - две крест-накрест сложенные спички - это самолёт. и.т.п. Диагноз "моторная алалия под вопросом" сменился на "ОНР-2". В речи много аграмматизмов - путаются мужской и женский род, склонения: "ласточка уснул", "маленьких эйнштейнов увидели тюльпан". Продолжаем занятия с логопедом-дефектологом. Возраст 3 года 5 месяцев. Сейчас непонятно, где мы находимся, и что мы должны делать в плане занятий и лечения. В ЦЛП нам посоветовали занятия по сенсорной интеграции... (мы были там в мае, когда сын уже начал говорить). Новые невролог и педиатр в качестве причины указывают гипоксию. Мы внимательно изучили мед.карту, в НСГ было следующее: 2 месяца: признаки гипоксии и ишемических изменений. 5 месяцев: признаки гипоксии и ишемических изменений. 7 месяцев: норм. |