#1
|
|||
|
|||
Нужно ли предоставлять выбор маленькому ребенку?
Здравствуйте!
Помогите, пожалуйста, разобраться. У нас растет сын 2 года 1 месяц. С момента, когда он начал выражать свои желания и приоритеты, я стала предоставлять ему делать выбор самому в определенных вещах. Например, какую футболку он хочет одеть, какую книжку почитать, что будет пить (воду, компот...). Он с удовольствием принимает участие в процессе выбора. Но при этом, например, с едой проблем нет. То есть если он хочет курицу, а на обед котлета, то я говорю "Идём кушать то-то и то-то". Если он напоминает про курицу, то я говорю, например, что приготовлю на ужин. Он соглашается, и идем кушать. А вот если дело касается одежды, то часто доходит и до истерики: не хочу эту футболку и все тут. Объяснения, что она грязная, "домашняя", некрасивая не проходят. Иногда получается уговорить одеть другую, потому что на ней что-то интересное нарисовано. При этом заметила, что если сынок только со мной одевается, то уговорить/объяснить ему все гораздо проще, а если присутствует другой человек (папа, бабушка), то почти 100% истерика. Поэтому хочу спросить: правильно ли я делаю, что предоставляю малышу уже сейчас делать свой выбор в определенные моменты? Не будет ли далее с его взрослением ситуация развиваться так, что он "сядет нам на голову"? |
#2
|
||||
|
||||
Здравствуйте!
Цитата:
Вы с малышом проходите сейчас очень ответственный момент вашего общего развития (я не оговорилась: ведь вместе с ростом малыша "растут" и родители). То, что Вы представляете ему право выбора, на мой взгляд, очень верно. Это дает ему неоценимое приобретение, которое впоследствии сыграет очень важную роль в формировании здоровой личности. Вы показываете, что он Вам важен не просто как Ваша часть, а как самостоятельный человек. Ваше уважительное внимание сообщает ему, что он не только существует на свете, но и важен для Вас. Поэтому, предлагая ему что-то выбрать, Вы учитываете его пожелание. И это еще одно очень важное послание: твои желания важны для нас. Однако сама верно замечаете, что пока не все, что он выбирает, действительно стоит принять за правильное решение. И в этом, как более мудрый и взрослый человек, Вы его поправляете и направляете. "Вот это грязное, а это домашнее. Но зато есть еще что-то другое, что можно выбрать и оно подойдет". Таким образом, не отвергая его выбора, Вы учите его ориентироваться не только на себя, но и учитывать окружающий мир. Как водится, истина где-то МЕЖДУ: с одной стороны, жестким ограничением и авторитарным тотальным ведением, а с другой - полной вседозволенностью. Между этими Сциллой и Харибдой проходит большинство педагогических золотых сечений. |
#3
|
|||
|
|||
Большое спасибо за развернутый ответ, Ирина Николаевна! Несколько раз перечитала! Просто моя мама говорит: "Зачем ты его спрашиваешь, он еще маленький. Сказала, одень то-то и все". А я себя в детстве вспоминаю, и понимаю, что мне очень не хватало такого самовыражения пусть и в мелочах. И кажется, что это отражается теперь во мне взрослой в том, что часто проявляю нерешительность в определенные моменты. Поэтому хочу своему ребенку дать возможность чувствовать себя значимым. Но как Вы правильно отметили, стараюсь и рамки сыну создавать, например: это брать нельзя - разобьется, это только под присмотром родителей...
Подскажите, а возможна ли в таких ситуациях следующая постановка вопроса: говорю - выбирай, в чем пойдем гулять; просит грязную футболку; предлагаю другую или пойти в этой завтра, как ее постираю, или... Отказывается. В итоге говорю, что тогда гулять не идем. Возможен ли такой категоризм, что ли, с моей стороны или стараться дальше искать компромисс? |
#4
|
||||
|
||||
Цитата:
Возможно, тем не менее, у Вас для этого есть веские основания. Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
#5
|
|||
|
|||
Ирина Николаевна, здравствуйте!
Пересмотрела многие свои действия, после осмысления Вашей фразы (отдельное за нее спасибо!): Цитата:
И оказалось, что многие ситуации можно варьировать, предоставляя ему альтернативу. Например, мне надо сходить в магазин, а сын не хочет выходить на улицу. Тогда говорю, что в магазин нам "Надо", но он может выбрать для себя и вариант развлечения: зайти по пути на горку или побросать камни в лужу, речку, покормить уток и т.д. Так же и с одеждой. Не хочет одевать ничего, из того, что предлагаю (а надо свитер, т.к.холодно). Говорю "надо одеться тепло, т.к. холодно, но т.к. тебе ничего не нравиться из этого, то есть еще один последний вариант" и при этом достаю кофту, которую до этого специально не предлагала. И обычно он соглашается. ![]() Но вот у меня появился новый вопрос. Ситуация такая. Сынок делает что-то, что нельзя (например, сильно стучит по клавиатуре, кидает мячик в телевизор...). Говорю, нельзя - поломаешь, выбросим и больше не сможешь смотреть мультики. Говорит: "Буду" (имеет в виду, что будет смотреть) и специально, смотря на меня, повторяет действие, как только я отворачиваюсь. Говорю еще раз, что сломает, а новое купить не сможем. И так несколько раз. При этом отвлечь его в данный момент от его "вредности" (желания что-то поломать) не получается. Приходится отбирать, чем стучит, бросается. Начинается крик, плач. И тут уже или сам успокаивается, если не обращаю внимания, или соглашается на новое занятие. Подскажите, что я упускаю? Читала, что ребенок хорошо понимает слово "нельзя", и он его понимает, но делает назло. Возможно ли в такой ситуации под его крик отбирать у него то, что хочет поломать? |
#6
|
||||
|
||||
Здравствуйте, Podmoskvichka!
Цитата:
![]() Цитата:
![]() Цитата:
Это дает ему опору и определенность, которые так необходимы для внутреннего спокойствия, уверенности и стабильности, что, в свою очередь, является условием для безопасности и предсказуемости окружающего мира и, в конечном итоге, для полноценного развития здоровой личности. Родители детей, идущие им во всем навстречу, даже не догадываются, ЧЕГО они лишают их своим потаканием. Цитата:
Если мои рассуждения идут по правильному руслу, позвольте приведу два примера, один - хрестоматийный, от классика педагогики, гениального Симона Соловейчика, второй из моего собственного опыта наблюдения, совсем свежий. Это примеры о том, что в первую очередь, воспитывает не слово, а действие. И если действие противоречит слову, то для подражания откладывается именно этот образец. 1. Сын обидел малыша, ударил его. Отец достал ремень и стал пороть своего ребенка, приговаривая: "Не смей обижать маленьких!" Вопрос: какой урок получил в результате сын? Можно обижать маленьких? 2. Бабушка сидит на диване, а внучка размахивает воздушным шариком у нее перед носом, периодически попадая ей по лицу. Бабушка с бесконечным терпением в увещевательном тоне пытается убедить девочку, что этого делать нельзя. Девочка продолжает свое действие. Вопрос: Какое послание на самом деле транслирует бабушка? Можно ли бить шариком по лицу бабушки? Что скажете, Подмосквичка? Кстати, раз уж наш разговор продолжается, я бы предпочла обращаться к Вам не по месту прописки, а по имени. Если Вы не против, конечно. ![]() |
#7
|
||||
|
||||
Цитата:
![]() Цитата:
Цитата:
А свой вопрос немного перефразирую: может я упускаю что-то в своей линии поведения, чтобы избежать крика ребенка? Хотя вопрос этот больше для мужа: ему становится не по себе, когда Мишка начинает кричать, что-то требуя. Но он тоже за то, чтобы у ребенка было "нельзя". Даже и не пойму, есть тут противоречие или нет!? Цитата:
![]() Ждем лифт (мы с работы, ребенок из сада). Миша стукнул по двери лифта ногой. Громкий звук от стука по железу. "Миша, не стучи". Стукнул громче. "Миша, нельзя стучать, поломаешь". Стукнул еще громче. "Миша, нельзя стучать". Стукнул со всей силы. Тут приехал лифт. Нашлась только хлопнуть его по попе и повторить "Нельзя стучать, поломаешь". Пока ответа для себя не нашла. А как Вы, Ирина Николаевна, думаете, какие здесь у нас как у родителей варианты? |
|
#8
|
||||||||
|
||||||||
Добрый день, Юля!
Цитата:
![]() Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
1. Это про то, что он действительно может сломать что-то. 2. В повторяющихся сценах непослушания Вы должны сохранить за собой первенство и власть настоять на своем (это борьба за власть между вами). 3. Стучать в подъезде неприлично, это нарушает правила поведения в обществе. Вы хотели бы обучить его культуре поведения в общественных местах. Ну и т.д. Жду Ваших ответов. |
#9
|
|||
|
|||
Ирина Николаевна, добрый день!
Действие должно быть "взрослым" - "рассудочно-взвешенным" ![]() После Ваших слов увидела, что действительно, ребенок передает мне свою импульсивность, и я иногда отвечала ему "на эмоциях". Например, не слушается, а я ему в ответ "тогда и гулять не пойдем", а сама думаю, "глупая, неправильная моя реакция". А ведь это моя эмоция в ответ на его. Теперь немного изменила свои действия, когда Миша дома не слушается. Говорю: "не стучи, поломаешь/разобьешь". Стучит, ждет моей реакции. Повторяю то же, плюс "разобьется - не будет игрушки, не сможешь играть". Стучит. Подхожу со словами "Мишай, дай мне игрушку, чтобы не поломалась". Отдает без сомнений и бежит играть дальше ![]() Еще по поводу криков хочу сказать: прочитала на сайте рекомендацию, что если ребенок вредничает и кричит (у нас, например, мультик выключили - надо спать), объяснить кратко ситуацию, почему нельзя, сказать "как надоест плакать, приходи/позови, будем вместе играть/читать". И воплощаю в жизнь. Единственное, в такой момент мне приходится голос повысить, чтобы он услышал меня за криком. Чуть поплачет, потом слышу "мама", значит можно обнимать и сказку рассказывать! Поэтому еще раз спасибо за все советы и разъяснения, что дате на этом форуме! ![]() Когда хлопнула по попе: не по себе стало, как будто все на смарку пошло (пыталась договориться, объяснить, найти выход из ситуации, а все свелось к шлепку). Когда прошу его не стучать по двери лифта хочу, донести до него: 1) что если есть запрет на действие, то он един: и дома, и на улице, 2) что в общественных местах надо вести себя культурно, 3) что можно и лифт поцарапать, сделать вмятину (ведь если дома по шкафу нельзя, то почему по лифту можно), 4) чтобы прислушивался к моим советам и просьбам, т.к. хочу его обезопасить от его пока еще многих неосознаваемых опасных действий (лифт - не игрушка, а может быть опасен для человека). Наверно, так. По поводу этой ситуации думала и пока нашла выход только в том, что можно было предложить ему пойти пешком и в качестве смены занятия, и в качестве наказания, что лифт обиделся и не повезет Мишу. Но тут наказание больше для меня, т.к. идти на 9 этаж ![]() |
#10
|
||||
|
||||
Добрый день, Юлия!
Цитата:
![]() ![]() Цитата:
Цитата:
Цитата:
![]() |
#11
|
|||
|
|||
Добрый утро, Ирина Николаевна!
![]() Это признак, что не доработала с собой, не доразобралась в ситуации, а может где-то и неподготовилась заранее. Цитата:
Цитата:
![]() |
#12
|
||||
|
||||
Добрый утро, Юлия!
Спасибо за цветы. ![]() ![]() Цитата:
Цитата:
![]() Иногда упрямство это способ проверить вашу твердость. Иногда - признак отсутствия сил или умения найти способ справиться с проблемой. Нужно смотреть каждый раз заново. Цитата:
Для начала задаться вопросами: 1. что происходит в таком диалоге? 2. Какова Ваша мотивация оставить за собой последнее слово? и 3. чего Вы добиваетесь в итоге? Цитата:
![]() |
#13
|
|||
|
|||
Добрый день, Ирина Николаевна!
А Вам большое спасибо за Вашу помощь! Пришла к выводу, что недостаточно времени уделяю ребенку! Особенно в будние дни, когда он в садике. Обычно в эти дни он и начинает "вредничать" - видимо хочет, чтобы хоть вечером с ним родители побыли рядышком, если весь день их рядом нет. Хотя в садике он с удовольствием играет, рисует, лепит, друзья у него там появились (такие же как и он двухгодовалые карапузы ![]() ![]() Цитата:
По поводу Мишкиных "буду" ситуация для меня пока еще не прояснилась. То есть на Ваши вопросы ответы у меня есть, а вот как правильнее закончить такой разговор - не нашлась: 1) например, говорю "драться плохо" - "буду". Думаю, или ребенок уже понял, что таким способом он может добиться желаемого (например, "отвоевать" себе место в песочнице) и поэтому "буду" так делать (а по другому пока не умеет), или он и рад бы со мной поговорить (почему драться нехорошо), но речи и опыта для этого еще не хватает? 2) хочу оставить за собой последнее слово в диалогах типа "не хорошо драться", "нужно почистить зубы, а то будут болеть", чтобы он потихоньку начинал учиться жить (долго думала над этим пунктом, и вышло очень обобщенно), чтоб слушал меня в вопросах, по которым я пока понимаю больше него. 3) в итоге, конечно, хочу добиться взаимопонимания с Мишкой. Мои вопросы. По пункту 2 понимаю, что я чего-то недопонимаю в этой ситуации (простите за тафтологию). Может Ваш наводящий вопрос подтолкнет меня к ответу. И все-таки как правильнее для понимания ребенка закончить такой разговор? Цитата:
![]() |
#14
|
||||
|
||||
Добрый день, Юлия!
Спасибо и Вам за то, что задаете вопросы. На мой взгляд, это главное. Неожиданный для меня вывод. А реакции ребенка также изменились? Цитата:
Цитата:
У меня возникает впечатление (хотелось бы его проверить с Вашей стороны), что Вы в своих поисках понимания исходите из своих взрослых объяснений мотивов, которыми руководствовались бы Вы сама. Цитата:
Если я верно поняла, речь идет о так называемом правильном поведении. Оно становится тут центральным пунктом. Это ОЧЕНЬ интересная тема. Меня здесь смущает "взаимо". Как это будет выглядеть практически - можете пояснить? |
#15
|
|||
|
|||
Доброе утро, Ирина Николаевна!
Да. Почти перестал делать назло. Теперь прибегает: "мама/папа, ойдем!" Если уж, например, начинает вредничать или отбираю "предмет вредности" (чем стучит, например), или переключаю внимание на новое действие. Вот это очень хорошо помогает ![]() Цитата:
Запомнилась фраза, что "не следует наказывать ребенка только за то, что он говорит слово "нет". Ребенок, который не имеет права возражать, в будущем не сумеет отстаивать свою точку зрения". Только, я так понимаю, в нашем случае это не слово "нет", а слово "буду"? Цитата:
Цитата:
Слушать меня (имею в виду, конечно, слушать не во всем подряд, а в вопросах безопасности, культуры поведения) он должен до тех пор, пока не подрастет и сможет определять, где опасно, а где нет. Про возраст сложно сказать - как научится отвечать за свои поступки, наверно. |