#1
|
|||
|
|||
Речь в 2,7 - заученные фразы
Здравствуйте, Полина Львовна!
Очень переживаю по поводу речевого развития своей дочки. Ей 2,7. У дочки большой словарный запас, знает названия всех окружающих ее предметов, легко запоминает новые слова. Но все ее фразы - это фразы, которые она ранее слышала от меня. Первая фраза "Пошли гулять" прозвучала примерно в 1,8. Разумеется, к тому моменту она не раз уже слышала ее от меня. После 2 лет стали появляться фразы посложнее, но тоже ранее услышанные (Например, видит, что я одеваюсь, говорит "Мама пошла в магазин". Именно так я сама ей и говорила ранее. Может повторять эту фразу долго, радуясь каждый раз моему подтверждению.) В принципе, в этом "речевом конструкторе" она способна заменить слова. Например, я мою посуду, говорю: "Что мама делает? Мама моет посуду". В следующий раз, увидев за этим занятием папу, она скажет "ПАПА моет посуду". Т.е. ее речь сводится к комментированию знакомых вещей заученными фразами. Если ей нужны карандаши, она будет кричать "Карандаши!". Если я спрошу "Как надо сказать?" Она скажет "Мама, дай карандаши". Но опять-таки, это я научила ее этой фразе. Впрочем, "карандаши" она теперь свободно заменяет на любые другие нужные предметы. Где-то с 2,2 дочь цитирует стишки. Сейчас уже много, правда не внятно, да и не все осмысленно. Что еще мне не нравится. Она не задает никаких вопросов. На мои вопросы может ответить только "да" и "нет". Не использует местоимений. Практически нет диалога. Может подолгу повторять одно и то же. Например, если ей не нравится на улице, будет повторять "Домой, домой, домой". Еще некоторые новые слова ей нравятся по звучанию, она может их повторять и смеяться. Уважаемая Полина Львовна, ответьте, пожалуйста, на вопросы: 1) Можно ли эти заученные штампы считать нормальным этапом развития речи? 2) Если нет, то проявлением какой патологии это может быть? К кому обратиться? 3) Считаются ли эти штампы и повторы слов и фраз эхолалией? |
#2
|
||||
|
||||
Цитата:
2. Ни к кому. Задавайте содержательные, а не контролирующие вопросы. То есть не говорите "Как надо сказать?" Этим вы как раз и добиваетесь штампа. Лучше спросить: "Я не поняла, что делать с карандашами?" 3. Эхолалия - когда ребенок не отвечает на вопрос а повторяет его.
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |
#3
|
|||
|
|||
Спасибо большое за ответ!
Хочу немного уточнить по поводу эхолалии. Такое тоже у дочки есть. Когда она не понимает вопрос, она его полностью повторяет, не меняя местоимений. Например, "Кто тебе это подарил?". Если я спрашиваю простое, "Хочешь сок?" - ответит "Даааа, сооок!". И еще один момент. Иногда она подолгу повторяет одно и то же слово. Например, любит она свое одеяльце, когда ложится спать, обнимается с ним и долго повторяет "Одеялко...одеялко..." Это тоже нормально? Мы недавно пошли в садик, там детки больше общаются "по существу" и активно говорят от первого лица, я забеспокоилась о дочкином развитии. |
#4
|
||||
|
||||
Пока у меня впечатление что диалог не очень правильно строите вы, а не девочка. поправляете вместо ответов, просите повторить правильно, не признаете за ней право взять тайм аут на обдумывание ответа, на желание "попричитать" над любимым одеялом и тд.
Задавайте вопросы, принимайте любые ответы, в том числе и односложные, отвечайте на вопросы девочки по существу и у вас будет формироваться нормальный диалог.
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |
#5
|
|||
|
|||
Здравствуйте, Полина Львовна!
Прошло 3 месяца с Вашей консультации (дочке уже 2,11), хочу рассказать, как у нас дела, ну и снова попросить совета. Успехи у нас есть. 1) Дочка стала лучше отвечать на вопросы. К примеру: "Куда надо убрать колготки? - В шкафчик!" , "Кто тебе постриг челку? - Мама". До распространенных ответов мы еще не дошли, но теперь умеем отвечать не только на вопросы да/нет. Хотя и не всегда любим отвечать, иногда молчит в ответ. 2) На вопрос "Что ты делаешь?" дочка отвечает с "Я": "Я рисую". Правда, это пока единственная конструкция, где используется "Я", и говорит еще неуверенно. 3) Недано услышала от нее первый вопрос. Не нашла в привычном месте резиночку, спросила "А где резиночка?" А теперь о том, что меня беспокоит. 1) Прочитала в интернете следующее: Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии. Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру! Это, в общем-то, про нас. Только фразы чаще не из мультиков, а мои. Вот пример. С утра она переодевает пижаму на синие штанишки. Просыпается и говорит сама с собой: "Синие штанишки. Ты хочешь синие штанишки? Ну давай синие штанишки." Но ведь это мой текст! То же самое я ей говорила. Она даже "ты" во фразе не меняет. Еще пример. Смотрит мультики и комментирует их МОИМИ же комментариями - то, что раньше говорила я. И наше коронное "Не хочешь кашку!" вместо "не хочу" (появилось оттуда же: когда она не ела, я ее спрашивала: "Не хочешь кашку?"). Поправляю ее, она знает, что правильно говорить "не хочу", но на автомате всегда - только так. У нас проблемы? |
#6
|
||||
|
||||
А у вас девочка в основном говорит вашими фразами?. Какие фразы она использует, общаясь с вами?
Как она предлагает вам гулять, играть, просит пить, отказывается что-то делать?
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |
#7
|
|||
|
|||
В основном потребности она выражает инфинитивом: гулять! открыть шкаф! дать сок!
Иногда просит одним существительным: Чай! Я спрашиваю - "Что чай?" Отвечает: Дать чай. Я говорю: Так неправильно, надо говорить "Дай мне чай". И тогда, если сильно хочет чай, то скажет правильно, если не сильно, то вообще пойдет другим заниматься. Отказывается: "Не хочешь платье (кушать, пить и т.д.)" или просто "нет" Еще пример. Она с осени пошла в садик. Я ее спрашивала, что она в садике делала. Она молчит. Я подсказывала: Ты кашку кушала? - Да. -Ты в садике спала? -Да. Теперь она рассказывает сама, но моими фразами: "Ты в садике кашку кушала, ты поспала..." (ТЫ на Я не заменяет). |
|
#8
|
|||
|
|||
Цитата:
Старайтесь не ставить "стоп" на диалоге. Когда вы говорите "Так не правильно, надо так-то", вы оперируете в первую очередь памятью (отсюда идут многие шаблоны), и тем самым заканчиваете дилог, не давая ему развиваться. Вот как мог бы выглядеть диалог: дочка - Чай вы - Что чай? д. - Дать чай. - Кому дать чай? д. - Мне дать чай (тебе дать чай, Маше (?) дать чай и .т.д.) Дальше уже в зависимости от своего и дочкиного настроения и желания, можно строить диалог до бесконечности, придумывая новые и новые вопросы исходя из полученных ответов. - Зачем тебе чай?, Что ты будешь с чаем пить? А кто-то еще будет чай пить? А где чай? Что с ним сделать? Куда налить? Что еще дать? и т.д. Ваша задача плести диалог путем задавания открытых вопросов, т.е. вопросов, на которые нельзя ответить "да" или "нет". И это будут вопросы не столько к памяти, сколько к мышлению - ей надо не вспоминать (как вы ее просите), а думать - это очень важно. Цитата:
Какую кашку кушала? (пусть ответит что угодно, не обязательно правильно), Где спала? На чем спала? Кто еще спал? и т.д. И дождавшись ответа, продолжить диалог. |
#9
|
|||
|
|||
Спасибо, совет очень полезный.
Есть еще такая проблемка: когда дочка не понимает вопрос (или не знает, как ответить), она молчит, иногда вообще переключается на другое дело. Вот, к примеру, на предложенные вопросы последует такая реакция: Зачем тебе чай? - "Пить" (или "чтобы пить") Что ты будешь с чаем пить? - тишина (непонятный ей вопрос) А кто-то еще будет чай пить? - тишина (непривычный вопрос) А где чай? - "вот чай" или "на столе" Что с ним сделать? -тишина (По идее, ответ должен быть "налить". Слово такое знает, но вряд ли употребит. Это я по опыту сужу нашему.) Куда налить? - в чашку Что еще дать? -шоколад Как преодолеть это молчание? Подсказать ответ? Я так и делала. Теперь она эти ответы выучила и ими же мне отвечает. А ведь надо самой думать, я это тоже понимаю. |
#10
|
||||
|
||||
Вы меня извините, но вопросы, на которые не может ответить девочка совершенно неприемлемы.
Что ты будешь с чаем пить? Вы какой ответ хотели получить? В чем вообще смыл таких ...вопросов? (Из вежливости опускаю эпитет). Я еще раз убедилась в том, что уже писала вам раньше У вас (не у девочки) проблемы с общением. Вы не ведете диалог, а изощренно экзаменуете маленького ребенка. Диалог в этом возрасте - это обмен информацией, которая помогает развернуться совместной деятельности. Например: что ты хочешь сейчас делать? Какую книгу ты хочешь почитать? Что построим из этих кубиков? Кто из зверят заболел? Что ты хочешь надеть на улицу. итд. Если вы не видите разницу, то попробуйте задать свои вопросы своей подруге. Я думаю, она озвучит вам эпитет, который я пропустила.
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |
#11
|
||||||
|
||||||
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
#12
|
||||
|
||||
Цитата:
Для меня это еще раз подтверждает необходимость совместной работы с парой мама-ребенок. А это, на мой взгляд, работа психолога. И я рада, что психолог в этой теме есть.
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |
#13
|
|||
|
|||
kkar, спасибо за подробный ответ. С диалогами теперь все стало намного яснее.
Тема, правда, ушла в другую сторону, изначально я задавала другой вопрос, и именно он меня сильно волнует. Вставлю свою цитату: Цитата:
|
#14
|
|||
|
|||
Цитата:
Я привела предполагаемые ответы на вопросы kkar (ну я же знаю своего ребенка, могу предположить, что она ответит). Это не значит, что я прочитала их и пошла допрашивать дочь. |
#15
|
||||
|
||||
Милана, я из темы ухожу, с вами будет работать Катерина (если посчитает это для себя возможным и интересным).
Для меня немыслимо в заочном консультировании ориентироваться на предполагаемые ответы на незаданные вопросы.
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |