#1
|
|||
|
|||
критерии выезда на суицид
Уважаемые коллеги! я психолог, работающий в службе спасения 112. нам поступают звонки от возможных суицидентов и мы должны на них реагировать - выезжать, вызывать милицию, скорую, ломать дверь и т.п. в случае, когда человек действительно в петле или с той стороны балкона - это оправданно, а вот когда человек хотел просто поговорить и для красного словца сказал, что "вообще-то хотел бы повеситься", то наши действия излишни, неадекватны и могут вызвать скандал. так вот, хотелось бы развести эти две ситуации на уровне человека, принимающего сигнал по телефону об угрозе суицида - в одном случае считать это угрозой жизни и здоровью, в другом - просто перенаправлять человека на телефоны психологической помощи. я подумала, что если 1) звонящий имеет конкретный план совершения суицида (время, место, способ и др.) или 2) начата реализация плана совершения суицида или 3) сделаны какие-либо приготовления к совершению попытки суицида, то надо ехать. если ничего из 1,2,3 нет, то дать человеку телефон психологической помощи и пусть развлекается. вопросы: можно ли 1,2,3 считать достаточным условием для квалификации сообщения о суициде как представляющем угрозу жизни человеку? не является ли введение такого критерия не соблюдением 125ст УК РФ - человек заявил нам об опасности, а мы ее проигнорировали...
буду благодарна за любые комментарии и советы. |
#2
|
|||
|
|||
А у Вашей службы есть какой-нибудь устав, должностная инструкция, этический кодекс, даже не знаю что - пишу, что в голову приходит, может, не к месту; какие-нибудь писаные правила, что-нибудь, кроме опыта, знаний и изустных мнений, на что можно было бы опереться? Какая-нибудь документация, которая как-то касалась бы этого вопроса?
Что должны делать именно психологи и где границы их компетенции? Можете рассказать, что по этому поводу написано в документах? |
#3
|
||||
|
||||
|
#4
|
||||
|
||||
Как консультант линии экстренной психологической помощи МЧС, хорошо знаю ситуацию. Что могу сказать из собственного опыта? Мне кажется, что выдать исчерпывающие критерии, которые помогли бы 100% разделить обращения на демонстративные /манипулятивные попытки с целью привлечения внимания и т.п. от истинных, нацеленных на достижение намеченного, очень и очень проблематично. Человеческое поведение, особенно в экстремальной ситуации, до конца непредсказуемо. Но есть способ не 100%, но весьма продуктивный. На мой взгляд на ни цинично прозвучит этот вопрос, но хорошо работает способ прояснения цели звонка. Какой помощи вы хотели бы? В чем она может выражаться? Что могло бы быть для вас результатом, которого вы ждали? (Как правило если звонят сами, хотят, чтобы отговорили.)
Хорошо известно, что тот, кто действительно всерьез затеял суицид, на стадии осуществления не станет обсуждать его с другими людьми. И поэтому он не позвонит сам. Но если звонит кто-то из окружения, то это сигнал для службы спасения, что опасность реальна. |
#5
|
|||
|
|||
Varvarina, если можно вопрос по порядку Вашей работы.
если Вам поступает звонок на телефон ЭПП, Вы полученную информацию передаете на службу спасения, если он требует отреагирования? если человек в ответ на вопрос "Какой помощи Вы хотите?" говорит:"Хочу, чтобы ко мне приехали спасатели!", спасатели выезжают? юридически как Вы защищены от жалоб на неправильно оцененную "чрезвычайность" ситуации? |
#6
|
||||
|
||||
Цитата:
Поймите правильно вам не случайно заданы были уточняющие вопросы по поводу устава и должностных инструкций. Если вы сотрудник службы, в ней должны существовать некие общие для всех нормативы и порядок работы. Чем вам поможет то, как работает единственный в стране производный от МЧС центр для психологической помощи, у которого свой устав и особенности? |
#7
|
|||
|
|||
Цитата:
Нечто подобное иногда происходит в психотерапии, когда пациент "единым пакетом" предъявляет целый ворох жалоб и скрытых требований, при этом остается непонятным, что же он хочет и ясно только лишь, что он ожидает от меня, что я должен буду что-то решить за него. В таких случаях хорошо помогает спросить искренним тоном: "Что Вы хотите, чтобы я сделал?". Для такого прямого вопроса необходима определенная стойкость, т.к. он противоречит навязываемой пациентом схеме, согласно которой он хочет, чтобы это терапевт хотел для него что-то сделать и сам решил, что именно; такой вопрос противоречит эмоциональному давлению пациента, он может даже разозлиться. И, разумеется, такой или подобный вопрос может поэтому сопровождаться чувством вины, иногда очень сильным (отсюда впечатление, что он может звучать цинично). Но его почти всегда бывает достаточно, чтобы пациент успокоился, вышел из регрессивного состояния и начал разбираться в своих желаниях, а не вынуждал бы меня разделять с ним его беспомощность, в которой я, подобно ему самому, буду захвачен бурей чувств, перестану что-либо соображать и, следовательно, моя способность ему помочь уменьшится. Можно отметить, между прочим, что такой вопрос не является ни отговоркой ни манипуляцией. Он действительно выражает желание терапевта узнать, что же, на самом деле, хочет пациент? Поэтому его искренность неподдельная. Я ничего не советую, тем более, людям, которым приходится работать в кризисных ситуациях с повышенным эмоциональным давлением. Я просто считаю возможным предоставить информацию к размышлению. |
#8
|
|||
|
|||
пожалуйста, коллеги, прокомментируйте ситуацию с выездами на суициды и взаимодействием с бригадами скорой психиатрической.
|
#9
|
|||
|
|||
Уважаемые коллеги!
с документацией ситуация следующая - есть ст.125 УК РФ - оставление в опасности. вот по ней и работает вся организация, т.е. если нам поступил сигнал - то будьте любезны отреагировать. что касается того, кто оценивает. если заявитель написал жалобу - будут разборки, если руководство узнало по своим каналам - будут разборки. вот и вся оценка. реальных случаев, чтобы кто-то пожаловался на недостаточные действия службы спасения при суициде не было. однако я, наверное, как юный чиновник не могу спокойно относиться к тому, что встречаю в разговоров диспетчеров. вот 2 примера из-за которых я и затеяла все это. 1) звонит мужчина, за 50, с туберкулезом, гепатитом, пьяненький, жена на дежурстве, между делом говорит, что есть мысли покончить с собой. выехали спасатели, сломали дверь, а он перезванивает и говорит - что же вы? я же просто поговорить хотел. 2) звонит молодой мужчина, говорит, что уже порезал вены и "могу назвать свой адрес, успеете - значит мое, а нет - значит нет...". диспетчер же ведут в течении 3 минут разговор на тему "зачем же вы так сразу - с жизнью покончить", адрес не берет, а человек вешает трубку. против своих же дело не заведешь. подхожу к диспетчерам, разговариваю, но хочется какой-то структурированности и юридической защищенности. |
#10
|
|||
|
|||
почему бригада скорой психиатрической не выезжает?
Уважаемые коллеги!
опять-таки речь про суициды, но уже со стороны выезда. итак, диспетчер службы спасения принял заявку от самого суицидента или от его близких или от случайного свидетеля, направил на место спасателей, передал информацию в полицию, в скорую помощь. раньше еще передавали информацию диспетчеру скорой психиатрической помощи, чтобы на место выезжали и они выезжали! правда, стояли в сторонке и на контакт с человеком не шли. (вопрос №1 - должны ли психиатры бригады скорой психиатрической вступать в контакт с суицидентом, который по ту сторону балкона или закрылся в квартире, чтобы его "выманить"?) а теперь, примерно полгода как, диспетчер скорой психиатрической даже отказывается принимать заявку на выезд, говоря следующее: "вот пусть его полиция в опорный пункт заберет и нас оттуда уже вызовет, тогда мы туда и приедем". вопрос №2: насколько такие действия диспетчера правомерны? ведь закон и критерии недобровольной госпитализации никто не отменял... |
#11
|
|||
|
|||
Ирина Николаевна, у нас все устроено следующим образом. есть диспетчера службы спасения - принимают вызов и переадресовывают на 01,02,03 и т.п. или на спасателей, есть спасатели, есть оперативная группа (водитель+старший ОГ), которая выезжает на место чс "на разведку", есть начальник службы спасения и есть я - психолог. в мои задачи входит улучшение качества обработки звонков (чтобы не хамили) и налаживание морально-психологического климата (чтобы не ругались на рабочем месте). помимо этого меня привлекают на работу с пострадавшими на чс и пытаются привлечь к работе с суицидентами. от общения по телефону с суицидентами я открестилась и открестила диспетчеров, обосновав, что у нашей службы нет лицензии на оказание ЭПП по телефону. поэтому сейчас при поступлении звонка они делают так - если человек подходит по критериям (см. пост 1 в теме), его едут спасать и диспетчер держит его "на контакте" - я им написала памятку с вопросами, которые можно задавать. если не подходит по критериям, то человеку дают несколько телефонов доверия и все. если мы приняли заявку на спасение, мы направляем на место полицию, скорую медицинскую, спасателей с кубом жизни, оперативную группу и раньше передавали заявку на выезд в скорую психиатрическую (теперь они не выезжают - см. выше). на месте происшествия с суицидентом общаются спасатели, оперативная группа и все. я туда не езжу, т.к. у меня нет статуса спасателя, психологи мчс по нашей области тоже на суициды не ездят. я работаю в службе спасения не так давно и пока у меня все еще есть желание и силы улучшить то, что можно улучшить. возможность тоже есть, руководство только радо, что кто-то за них их работу делает. одно условие - мы должны быть чисты перед законом. вот потому и советуюсь.
|
#12
|
|||
|
|||
да, еще. мы мчс напрямую не подчиняемся, но нормативную базу у них заимствуем и на наше руководство фраза "давайте примем такой-то алгоритм, так ведь в мчс принято работать, вот подтверждающая бумажка" - действует магически!
|
#13
|
||||
|
||||
Цитата:
Хочу отметить, что мой ответ Вам, как коллеге, был продиктован желанием поделиться опытом, который есть лично у меня. Все остальное за рамками этой темы. |