#1
|
|||
|
|||
Мальчик, 2 года, ЗПР как следствие раннедетской эпилепсии
Здравствуйте, уважаемая Полина!
Нуждаемся в Ваших советах. Мой старший сын Михаил родился два года назад. "Запланированное" кесарево сечение - на схватках, показания по здоровью матери (сосудистая патология + клинически узкий таз), легкая гипоксия (мекониальные воды), Апгар 8 баллов. До 4 мес развитие по возрасту, но мы отмечали сниженную эмоциональность - первая улыбка в 3 месяца, неохотно шел на контакт глаза в глаза. В 4 мес поставили "синдром мышечной гипотонии" (слабые мышцы плечевого пояса и рук, быстро истощался, научившись поднимать голову в положении лежа). Назначили не только курс массажа, но и прием ноотропов (энцефабол). Случилась беда - после курса энцефабола началась эпилепсия, парциальная с инфантильными спазмами. Мальчик остановился в физическом развитии (умел поднимать голову и переворачиваться, начинал ползать) и растерял ВСЕ психические навыки (перестал интересоваться игрушками, узнавать родных). В 9 месяцев судороги были купированы, также за время лечения проведено всестороннее обследование для поиска причин эпилепсии - причины не найдены (МРТ и НСГ без существенных изменений, анализы на генетические патологии и осмотр генетика - данных за генетические синдромы нет, стигм дизэмбриогенеза нет). До 1 года 2 мес развитие оставалось на прежнем уровне, потом Миша дал прогресс в моторике. На сегодняшний день мы только не стоим сами и не ходим, а так - сидит самостоятельно, ползает на четвереньках, встает у опоры, ходит у опоры. ЭЭГ в норме, ремиссия эпилепсии составляет 1 год2 месяца. Однако основной проблемой остается задержка психического развития, аутичное поведение (заключение лечащего эпилептолога). Миша интересуется игрушками - любит бить по всему, что издает звуки, "увлекается" компьютером - жмет клавиши и следит за изменениями на экране, любит мять все шуршащее, есть любимая игрушка - плюшевый бобер, с ним мы изображаем "вольную борьбу" и обнимаемся. Некоторых игрушек выраженно боится (например, убегает от инерционной модели автомобиля). Но сохраняется малоэмоциональность - улыбается, смеется, но редко и повод должен быть действительно "ярким". Например, когда отец с выраженной мимикой что-то рассказывает и показывает. Стал чаще и лучше смотреть в глаза, но только родным. Если раз пять обратиться к нему по имени - "Миша... Миша... да Миша же!!!" - то оборачивается и вопросительно смотрит. Еще пока плохо развита чувствительность (хотя на днях порадовал - отдернул сам руку от горячего чайника, который сам же захотел потрогать) и тонкая моторика (предложенную игрушку берет двумя руками, но плохо удерживает). Интересует всё!!! С чего можно начать работу над преодолением ЗПР? Отмечу два "смягчающих" и один "отягчающий" момент. Начну с плохого - у нас "доходят" три последних требуемых по возрасту зуба и от этого Миша часто испытывает сильный дискомфорт, капризничает, "уходит в себя". Хорошие моменты такие - 1. Миша очень упорный, новый навык "оттачивает" по 100 раз, пока не закрепит его в совершенстве; и 2. у нас есть чудесный и любимый партнер по играм - младший брат, ему 10 месяцев, здоровый и очень общительный мальчик. Заранее очень благодарим! Мама Ксения |
#2
|
||||
|
||||
Добрый день. Дети учатся и развиваются следующими способами:
1.исследуя пространство и все находящееся в нем 2. наблюдая за действиями взрослого и повторяя их 3. их целенаправленно обучают взрослые 4. во время наблюдения и взаимодействия с детьми Как вам кажется, какой путь у вашего ребенка сейчас наиболее результативный и успешный?
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |
#3
|
|||
|
|||
Скорее всего, Мишины приоритеты в способах обучения можно так расставить по местам:
1. - способы 2 и 4, наблюдение-повторение. Причем в последнее время больше за братом, чем за взрослыми (с чужими детьми контакт мы устанавливаем не очень хорошо). Однако и за взрослыми тоже - но Миша очень избирателен, обращает внимание только на тех людей, кто его каким-то образом заинтересовал. Пример: в противосудорожном центре мимо ходившего с бабушкой за две руки Миши прошла молоденькая медсестра - сын вдруг неожиданно потянул бабушку за ней, "подошел" и начал общаться - он неговорящий, но на своей тарабарщине общался очень экспрессивно. 2. - самостоятельное познание пространства. Однако здесь хочется тоже отметить роль людей. Как Миша сел сам. Попытки сделать нечто "а-ля" (младший брат еще сам не сидел) у Миши наблюдались перед этим недели три. Однако стоило инструктору ЛФК (не мне! не отцу! не бабушке!) ПОХВАЛИТЬ его при правильном движении - он сел на следующий день. 3. - обучение взрослыми. Не любим мы это дело, директивно-командное обучение. Только если пропустит показываемый навык "через себя" и поймет, что "оно ему надо", а также в зависимости от того, кто учит (кто ему авторитет - например, отец - а кто нет). |
#4
|
||||
|
||||
Добрый вечер. Вы очень хорошо проанализировали способы обучения вашего сына. Теперь нужно определиться с целями. Что вам кажется самым значимым в данный момент?
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |
#5
|
|||
|
|||
На текущем этапе самое значимое, скорее всего, улучшение когнитивных способностей, познания мира (а моторика приложится).
Хотелось бы научиться: - контактировать глаза в глаза; - обращать внимание на окружающие предметы более активно и понимать, зачем они нужны и какую выгоду себе можно извлечь из их использования; - выражать эмоции, в том числе тоже для познания и общения, не только "по большим праздникам"; - общаться на доречевом этапе. |
#6
|
||||
|
||||
Начнем с контакта глаз ( я писала в соседней теме, но не стала вас пока туда отсылать)
Начнем с того, что попробуем привлечь внимание малыша к вашему лицу. Пробуйте следующие способы привлечения: 1.Сужение пространства. Сидя друг напротив друга, вы вместе с малышом накрываетесь одним платком Ничего вокруг не видно, только его и ваше лицо. 2. Привлечение внимания к лицу звуками:свистеть, щелкать, трещетка губами. 3. Звуки и движения. Есть такая игрушка "тещин язык" Вы дуете в свисток и одновременно разворачивается язык. 4. Действия "вокруг лица". Снимаете и надеваете яркие предметы: шляпу, очки. 5. Освещение своего лица фонариком в полутемной комнате. Пробуйте не спеша, несколько раз, ищите, что подходит больше всего.
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |
#7
|
|||
|
|||
Полина, спасибо! С Леной из темы про ЗПМР мы, кстати, знакомы
Будем пробовать. Потому что пока занимались только слежением за предметами, а вот так контакт в глаза еще не отрабатывали. Напишем об успехах! |
#8
|
|||
|
|||
Полина, мы попробовали - и вот какое наблюдение.
Если ПРИВЛЕКАТЬ внимание Миши специально - то он и в глаза смотрит, и местами улыбается и смеется. Но дальше - вот он посмотрел на предмет (скажем, на тот же тещин язык), и отвернулся. Или увидел, что папа в очках. Посмотрел внимательно - и снова смотрит на нечто другое. Всё, дальше неинтересно. Это нормально? |
#9
|
||||
|
||||
Это хороший результат, но продолжать нужно. Будем работать над устойчивостью внимания и сотрудничеством.
Если малыш взглянул и отвернулся, снова привлеките внимание, предложите взять в руки, потрогать. Пробуйте и пишите. Я писала про освещение лица фонариком и забыла добавить, что нельзя использовать мигающий свет.
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |
#10
|
|||
|
|||
Ох, тогда вопрос про телевизор и компьютер...
У нас еще и с глазками проблема. На антисудорожных препаратах, когда поначалу усилилась мышечная гипотония, было периодическое - хоть и небольшое - расходящееся косоглазие. ЧАЗН исключили, диагноз - "ленивый" правый глаз, слабость глазных мышц, а также пока еще слабо развито периферическое зрение. Лечение - тренировка внимания и сосредоточения взгляда. Но между окулистами и нашим эпилептологом (судороги были не светочувствительные) нет согласья и по сей день... Эпилептолог и один окулист говорят строго - никаких телевизоров, т.к. там есть тот самый элемент мигающего света. Другой окулист же, напротив, ЗА телевизор и компьютер (дозированно) - это, по его мнению, тренирует внимание и соответственно глазные мышцы. А каково Ваше мнение как педагога? |
#11
|
||||
|
||||
Тренировать внимание, сосредоточение, прослеживание движения можно и без телевизора и компьютера.
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |