#1
|
|||
|
|||
Занятия с ребенком-аутистом
Здравствуйте, у моего сына Глеба (2г.9мес.) аутизм. Вернее один врач определил расстройство аутического спектра, второй – ЗПРР с элементами аутизма. Об аутизме у сына узнали сравнительно недавно, около месяца назад. Регресс в развитии был где-то в 2 – 2,6 года.
Сейчас ребенок не разговаривает, просьбы и указания практически не выполняет\не понимает, гиперактивный. Основные занятия, если его не трогать – бегать, прыгать и закрывать-открывать дверцы шкафчиков, коробки, футляры и т.д.. Прыгает на диване, приземляясь плашмя всем телом, прыгает с дивана на пол, прыгает на мате, прыгает просто на месте…., причем все сопровождается бурными эмоциями – смехом, криками, визгами. Сильную радость тоже выражает с помощью прыжков (смеется и прыгает на месте, маша руками). Я так понимаю это, в смысле прыжки, у него как элемент самостимуляции. Каким образом их можно так сказать модифицировать? Вариант прыгать с ним подходит на пару минут, а потом родители очень устают). Есть у нас в Одессе такой центр им.Я.Корчака, с сентября сын будет ходить туда заниматься. Но все же мы понимаем, что основную роботу с ребенком должны проводить родители, причем не ждать до сентября, и вот тут у нас проблемы. В большинстве спец. литературы и на видео о занятиях и играх с аутичными детьми подразумеваются и показываются ситуации, когда ребенок сидит на месте, а с ним ведут беседы, выполняют задания, играют и т.д. Глеба удержать на месте хоть мгновение нереально, насильное удержание оканчивается криком. Каким образом завладеть вниманием ребенка и удержать его, усадить его на место для занятий? Часто при попытках занятий с ребенком (собираем его руками пирамидку, пазлы) ребенок активно отрицает и протестует против занятия – кричит, отталкивает нас и игрушки. Вопрос: в таких случаях надо настаивать и продолжать занятия или отступить? И последний вопрос, знаю что не по теме, может его и нельзя тут задавать, но уж очень хочется. Вы я так понимаю видели не одного и не двух аутистов, в т.ч. и таких что сидели на БГБК диете. Я всякие такие нетрадиционные методы не совсем воспринимаю, точнее совсем не воспринимаю, но многие с виду вполне адекватные люди пишут о том, что им это очень сильно помогает. Так вот вопрос, Вы в своей практике наблюдали случаи, когда диета действительно оказывала какое-то сильное положительное влияние на ребенка? Заранее спасибо за уделенное внимание, если что не так, сильно тапками не бросайтесь я тут новенький. А, и еще одно. Жена разговаривает на русском, я с ребенком – на украинском, с женой – на русском. Стоит ли перейти на один язык или это не оказывает влияния? |
#2
|
||||
|
||||
Добрый вечер. Как к вам можно обращаться?
Ваши вопросы больше обращены к психологам, и я попробую их пригласить в тему. Ну а пока попробую разобраться в том, что в последующем поможет и вам и подключившимся специалистам. Цитата:
Не связываете ли вы это с каким либо событием, переменой, болезнью? Проверяли ли у ребенка слух, когда он перестал говорить? Цитата:
Поэтому у меня вопрос: если ли такие игры и занятия, которые Глеб выбирает сам, но не против вашего присоединения к игре? В каких случаях Глебушка сам проявляет инициативу и обращается к вам? Как он это делает? Как выражает свои потребности, просьбы? Цитата:
Если у ребенка, помимо нарушений поведения (расторможенности, дефицита внимания, нарушения общения итд) есть и целиакия, то безглютеновая диете может улучшить его состояние. Но считать ее панацеей нельзя. На мой взгляд, лучший вариант, когда к работе с ребенком подходят индивидуально и тогда методика может содержать целый комплекс методов и подходов. Если такой возможности нет, то можно использовать уже проверенные системные подходы, например, АВА- терапия. Цитата:
С другой стороны, поскольку вы свободно общаетесь на двух языках, то вполне можно выбрать один для общения с мальчиком. Вероятно вы выбрали такую стратегию, чтобы Глеб знал два языка, но думаю, что пока это не актуально. По мере решения проблем вы снова сможете вернуться к решению проблемы билингвизма. Пока все. Жду вашего ответа и пошла звать психологов.
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |
#3
|
||||
|
||||
Цитата:
Насчет диеты - на сегодня описаны казуистические случаи когда диета помогла, но исследований подтверждающих эффективность диеты на сегодня нет. В моей практике - никому существенно не помогла улучшить коммуникативную сферу, но помогла (не всегда) с нормализацией работы желудочно-кишечного тракта. Насчет языков - если это принципиально - не вредно сохранять двуязычие, но с оговоркой - придерживайтесь своего языка постоянно - если вы на украинском - то всегда на нем, а жена всегда на русском (по крайней мере при малыше). Сразу хочу предупредить, что обычные методы логопедов детям с аутизмом не подойдут. не надо ему делать массаж языка инструментами и прочее. Логопед будет очень полезен, но тот, кто знает и владеет методиками для детей с аутизмом. Думаю вам еще более практические советы дадут психологи. Но еще раз хочу вас призвать к самообразованию - читайте полезные сайты, изучайте подходы и желательно на английском (немецком) - у нас мало еще опыта по сравнению с европой и штатами. Успехов |
#4
|
||||
|
||||
Здравствуйте!
В первую очередь, присоединяюсь к вопросам Полины Львовны и добавлю немного своих: Что значит регресс, откуда и куда? Была ли потеря социальных и бытовых навыков? Потеря речи? Так как возраст регресса довольно поздний, то возможно Вы обратили внимание на какие-то спровоцировавшие его факторы? Проверяли ли слух? Как звучит ребенок на здесь и сейчас? Есть ли какие-то слова хотя бы иногда, возможно проскакивают? Как выражает свои просьбы, желания? Как проявляет инициативу и в чем? Просьбы не выполняет как Вы написали "практически", т.е. что-то и когда-то он выполняет/понимает? Что и когда? А теперь немного комментариев: Цитата:
Есть несколько моментов, которые важно учесть: У любого ребенка с проблемами из аутичного спектра есть сенсорные проблемы (дефицит ощущений) и это одна из причин стимуляций - ребенок пытается восполнить недостаток ощущений (тактильных - постоянные движения, как всем телом - беготня и падание, так и отдельными частями, например, руками при открывании дверей и пр.; вестибулярных - прыгание, бегание, падание; слуховых - все что он делает издает звуки, да и сам Глеб тоже сопровождает ими свои действия; зрительных - постоянное мельтешение от этих действий; и др. ощущения) - это т.н. сенсорный аспект. Необходимость в ощущениях есть у любого ребенка и любого человека, через них воспринимается окружающая действительность - это фундамент на котором строится дальнейшее развитие. Эмоциональный аспект - не просто так аутизм относят к эмоционально-волевым нарушениям. Эмоции и чувствительность - это слабое звено таких детей, которое тащит за собой многие другие проблемы, хотя на этот счет есть разные мнения. Одна из причин необходимости в постоянных сенсорных стимуляциях заключается в том, что в связи с повышенной (часто зашкаливающей) чувствительностью, с которой ребенок не справляется, он закрывается от восприятия окружающего, так как оно для него сопряжено с огромным стрессом, а следовательно закрывается и от развития ("так много всего вижу, что не вижу ничего"). Однако потребность в том чтобы чувствовать, видеть, слышать и т.д. есть и ребенок реализует ее путем стимуляций. В то же время, стимуляции зачастую выступают в качестве защиты. Стресс (негативный или позитивный не важно, любой накал эмоций) - напряжение - стимуляция, как попытка его заглушить. Стимуляцией ребенок зачастую снимает тревогу. Социальный аспект - это способ взаимодействия, привлечения внимания, потребность в общении, которая у таких детей есть и она огромная, хотя часто может казаться иначе, но за неимением навыков и возможностей реализуется таким образом. Педагогический аспект - отсутствие навыков не обозначает отсутствие потребности в них. Ребенку необходимо что-то делать, как-то занимать себя и он это делает. Как умеет, как может так и делает. И также можно выделить соматический компонент - иногда стимуляция помогает справиться с плохим самочувствием или указывает на него. Таким образом, в зависимости от ситуации стимуляция в той или иной мере дает ребенку разнообразные и так необходимые ощущения, защиту, занятость, взаимодействие и пр. - это то, что он приобретает. Что ребенок теряет - ребенок теряет внешнее восприятие действительности и расширение знаний, умений и навыков, так как основную массу времени предоставлен получению однообразных стереотипных внутренних ощущений. Внутренние ощущения не восполняют всех необходимых для развития ощущений, которые в норме поступают из вне, но хотя бы немного компенсируют их отсутствие. Кроме того энергии на воспроизведении этих стимуляций тратится масса, а КПД от них мизерный, т.к. очень сложно получать что-то новое постоянно выполняя одно и то же действие. Имено поэтому стимуляции практически постоянны, т.к. чтобы почувствовать прежний "кайф", необходимо постоянно увеличивать "дозу". А вот теперь уже можно перейти и к модификации... в первую очередь Вы определяете причину стимуляции, а затем помогаете конструктивно переработать ее. Т.е. если это сенсорный аспект - то даете поддержку на уровне ощущений. Разных ощущений и доступных ребенку. Первое время достаточно ярких и сильных ощущений, так как других он не заметит в силу своей защищенности. Чем монотоннее подача ощущений, тем сложнее на первых этапах ребенку их заметить. Если педагогический - то занимаете ребенка; если эмоциональный - то помогаете справиться со стрессом или убираете его и тут также очень важно и ваше стабильное эмоциональное состояние, т.к. успокоить ребенка находясь в полном раздрае достаточно проблематично и т.д. В реальности же Вы в той или иной мере будете воздействовать на все аспекты одновременно, но какой-то будет ведущим. Что можно делать: массажи, вплоть до пощипывания; тянуть ребенка, вытягивать и разминать каждый пальчик, массажировать область лица, глаз, спины; качать за руки-ноги меняя амплитуду и скорость, катать на гимнастическом мяче, щекотать; менять интонацию, громкость и высоту голоса - делать речь яркой и заметной; играть с ритмом и звуками; стараться в общении с ребенком использовать только основные слова и понятия (правильный пример: играете с мячом, например, прыгаете им, сильно ударяя о землю и комментируете глядя на ребенка: "Мяч" (громко и четко) "Прыгает мяч" в соответствии с ритмом "Прыг-прыг-прыг"; неправильный пример: "Глебушка, смотри какой мячик, хороший мячик, большой мячик. Смотри как он прыгает. Вот как высоко. Да. Прыгает. Красный мячик. Вот какой у нас хороший мячик" и т.д. - в этом варианте ребенок не услышит ничего, а энергии вы потратите массу, но в холостую); занимать ребенка - придумывать простые-простейшие занятия/задания для него вплоть до "на-дай" просто на удержание внимания; на первых этапах для привлечения и удержания внимания и интереса можно еще играть с музыкальными инструментами, мыльными пузырями, воздушными шариками (тут главное тоже не зависать на способе игры с ними - их много), воздушные шарики можно надувать и сдувать в руках ребенка, можно надувать и пускать под потолок, чтобы он сдувался, потом искать и снова надувать, можно надувать и просто играть с ним, можно рисовать на нем - важно помнить что комментарии д.б. очень точечными и слышными ребенку, находящемуся "под водой"; те же пирамидки - не давить, а точечно - одно колечко надел и хорошо - зафиксировали "Колечко", показали и пошли дальше, например, шарик надули (надувать как и сдувать можно так, чтобы он его чувствовал держа его руками, чтобы они раздувались вслед за шариком), а затем вернитесь к пирамидке и еще одно колечко наденьте - зафиксируйте "Молодец! Надел!", дайте сенсорную поддержку, помните спинку и двигайтесь дальше. И так во всем. И важно помнить, чем больше ребенок предоставлен сам себе и своим стимуляциям, тем меньше он получает из внешнего мира. И чтобы что-то получать из вне, на здесь и сейчас ему нужна практически постоянная ваша поддержка, включенность и участие. Играть вместе, а не рядом, не боясь нарушить его "спокойствие". Цитата:
Цитата:
Кроме того, БГБК диета часто помогает как своеобразный психолого-педагогический метод в связи со своей понятностью, жесткой структурированностью, "жизненной" необходимостью ее соблюдать, а также подпитывает родителей уверенностью в себе и своих действиях (а это очень важно!!!), что вырабатывает у семьи и ребенка массу новых полезных навыков, которые начинают применяться и во многих других сферах жизни ребенка, а не только в его питании и именно это приносит свои положительные результаты, а не диета сама по себе. Цитата:
С уважением, Екатерина. К сожалению, не смогу ответить Вам сразу, так как в течении ближайших двух недель буду отсутствовать. p.s. получилось как-то много и путано...надеюсь я вас не очень утомила:/ |
#5
|
|||
|
|||
еще немного добавлю:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Есть несколько моментов, использую которые можно немного упростить себе и ребенку выполнение таких заданий. Сенсорная поддержка - ему объективно тяжело, у него действительно подскакивает напряжение в этот момент и ему становится значительно сложнее сконцентрироваться на понимании задания и на его выполнении. Значит надо помочь, в первую очередь помочь расслабиться. Т.е. ребенок не столько не хочет, сколько не может. Судите по себе, как проще воспринимать информацию, находясь в спокойном состоянии или состоянии крайнего напряжения? У ребенка тоже самое. Как расслабить? Так же как и любого из нас, но возможно чуть более направленно. Обнять, прижать к себе, сделать небольшой массажик. подуть на лицо. Так же важен ваш эмоциональный фон - он д.б. ровным и спокойным - чем больше амплитуда вашего внутреннего волнения, тем сложнее гиперчувствительному ребенку почувствовать от вас поддержку. И что важно необходима ваша полная включенность в процесс и в ребенка - тогда будет значительно проще почувствовать и увидеть ребенка и дать ему своевременную поддержку. Желательно настраивать себя и ребенка на такой лад до возникновения напряжения, а не после. И постоянно подпитывать этой поддержкой в процессе выполнения задания, не фиксируя его на негативе, как в происходит в случае вырываний. |
#6
|
|||
|
|||
Меня зовут Юра
Спасибо Вам всем большое за оперативный ответ. Вы обратили мое внимание на многие моменты, которым я не уделял должного внимания. Например замечание по поводу эмоционального фона - действительно, во время занятий с ребенком, не знаю как жена, а я напраяжен настолько, что аж воздух звенит, и через 3 минуты уже весь мокрый) По поводу регресса в развитии: Глеб лет до двух "рос и развивался как нормальный ребенок", или почти так. Безусловно сейчас, оборачиваясь назад, можно заметить некоторые отклонения (боязнь новых закрытых помещений, гиперактивность, нет фиксации взгляда на взрослых, нет асоциальност относительно к другим детям, отсутсвие реакции на свое имя и т.д.), но в целом все было как у всех, разве что с небольшой задержкой, плюс все то, что другой ребенок постигал почти самостоятельно, Глебу приходилось "вталдычивать". У Глеба был словарный запас около 10 слов, которые он уже начинал пытаться связывать между собой. Он мог более сконентрироваться на чем-то, что ли. Извините, просто объяснить это словами для меня довольно проблематично. После 2-х лет наступил регресс в развитии - словарный запас уменьшился до 3-х слов, а месяца 2 назад ребенок вобще перестал говорить, круг интересов сузился до, как я псиал выше, прыганья, беганья, и открывания-закрывания. Ну и плюс с 2-х лет Глеб не приобрел никаких новых навыков, разве что благодаря няне частично прошла боязнь новых закрытых пространств. Регресс наступил не единомоментно, поэтому привязать его к какому-то события довольно проблематично. Приблизительно в это время он болел простудой, температура была около 40 градусов и заботливые родители его кутали, жена считает, что это связано с ее выходом на работу и приходом няни, хотя по-моему Глеб не особо был против, но точной зависимости, как я уже сказал, не наблюдается. Слух проверяли у сурдолога и по наблюдениям вроде бы все нормально. Как я говорил выше Глеб предпочитает прыгать и закрывать-открывать. Еще он любит бросать мячик вверх и смотреть на него, просовывать какие то предметы в отверствия. Но это ни в какой мере нельзя назвать «развивающими играми», я так понимаю Глебу просто приятен сам процесс и его действия как бы это сказать, не имеют конечной цели и результата. По поводу инициативы и потребностей, то их он проявляет, только когда хочет чего-то вкусненького. У нас есть шкафчик на кухне, где эти вкусности обычно лежат и около которого Глеб их обычно получает. Так вот Глеб берет маму за руку, подводит ее к шкафчику и начинает ныть. Вообще Глеб сам своей рукой никуда не показывает, а использует для этого руку взрослого, даже в ладоши хлопает по маминым рукам, а сам не хочет. О, по поводу целакии и всяких там неусваимостей чего-то там. Ее симптомы во многом схожи с тем, что у Глеба было в первый год жизни (пузырчатый разноцветный понос с резким запахом). Подскажите, к какому специалисту обратиться и какие анализы нужно сдать чтобы исключить или подтвердить этот диагноз? BarbaraZh спасибо за помощь, мы с женой подумали и было принято решение начать системные занятия после того, как сами чему-то научимся у специалиста, а пока просто играть с ребенком, особо не напрягая и не провоцируя его на неприятие. |
#7
|
|||
|
|||
kkarr, ребенок сейчас звучит веселыми визгами, писками и криками. Просьба у него, как я написал выше, только одна, а по поводу выполнения наших просьб у нас с женой расхождение во мнениях. Я считаю, что он выполняет их только в устоявшихся обстоятельствах, независимо от наших слов, жена считает что все таки на наши просьбы он иногда реагирует. Может я немного криво пояснил, вот пример: мы одеваем ребенку свитер и говорим - "Глеб дай руки", Глеб поднимает руки, чтобы удобней было одеть свитер. Я считаю это реакцией на ситуацию, жена считает, что наши слова тоже играют роль. Сегодня проведу следственный эксперимент, когда буду мыть с ним руки: поднесу его к крану, но говорить "Глеб открой кран" не буду, посмотрим что выйдет.
Спасибо большое за советы по поводу модификации, сегодня будем пробовать, тем более он к прикосновениям более менее нормально относится Насчет совместного прыганья.... ну..... ничего особого не преследуем, просто хочется так сказать поиграть "с ребенком", вклчюить себя в свою игру чтол-ли. И что при этом с ребенком происходит? ну Глеб радуется, в том числе и потому что он теперь (с родителем) может прыгать значительно выше. ну и опять же спасибо что обратили внимание на необходимость отсутствия напряжения при занятиях |
|
#8
|
||||
|
||||
Добрый вечер, Юра. Екатерина продолжит беседу с вами, когда вернется, то есть через две недели. Я пока позову сюда врачей, чтобы выяснить вопрос про целиакию.
Я заходила по ссылке, которую дала Екатерина и обнаружила, что в центре Януша Корчака много специалистов из Одессы. Надеюсь, что вы сможете найти того, кто вам нужен и возможно консультации здесь помогут вам лучше ориентироваться не только в игре с мальчиком, но и при выборе психолога. У меня вопрос. Вы пишите, что просьбы\обращения у Глеба бывают только в одной ситуации Цитата:
Еще одно: насколько четко у вас структурировано пространство, режим? Это может помочь снять страхи, и сделать поведение более упорядоченным. Все, пошла звать врачей.
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |
#9
|
|||
|
|||
Цитата:
Насчет пространства и режима... хм.. даже не знаю что овтетить. Все так как у других детей. Насколько я с женой понимаем, никаких страхов он не испытывает, наоборот оч.веселый парень. Страхи, или скорее неудобство возникают, когда в гости приходит кто-то незнакомый, обычно ребенок, и начинает навязчиво приставать к Глебу. Или имеется ввиду чтото другое? А и еще насчет речи. Иногда проскакивает какое-то невнятное слово, но оно не закрепляется. Например вчера Глеб катался на горке и сказал "гойка", но слово не закрепилось, больше он его не повторял |
#10
|
||||
|
||||
несмотря на отдельные опубликованные случаи в мед. практике, связь аутизма и целиакии под большим сомнением, поэтому безглютеновая диета вряд ли будет полезной...
С другой стороны, все больше и больше публикаций, указывающих на наличие железодефицита и ЖД анемии у детей с аутизмом, диагностика (определение уровня ферритина в крови) и коррекция железодефицита как правило помогает нормализовать сон и снизить гиперактивность у таких детей.
__________________
Искренне, Вадим Валерьевич. |
#11
|
|||
|
|||
Dr.Vad спасибо за информацию, а не подскажете к какому специалисту необходимо обратиться и какие анализы сдать для этого?
|
#12
|
||||
|
||||
Есть ли у ребенка недавние анализы крови, выполненные на автоанализаторе? для выявления железодефицита необходимо определить уровень ферритина в крови и сывороточное железо/ОЖСС
__________________
Искренне, Вадим Валерьевич. |
#13
|
|||
|
|||
нет, ему помоему развернутый анализ крови вобще никогда не делали. Так что подскажите пожалуйста, какие именно анализы следует сдать для исключения или подтверждения указанных моментов и к какому специалисту необходимо обратиться
|
#14
|
||||
|
||||
Добрый день, Юра. Я попробую подвести некоторый итог тому, что мы обсуждали.
1. Вы пробуете то, что порекомендовала вам Екатерина и через две недели у появятся некоторые ответы, а, может быть, и новые вопросы к ней. 2. По поводу страхов у ребенка. Они не всегда выглядят так, как мы их себе представляем, например, как страх новых помещений. Это гораздо глубже. Я процитирую высказывание Екатерины, в котором речь идет об этом. Цитата:
Цитата:
Для меня - это намек на путь выстраивания взаимодействия и общения. Обращается только, когда голоден или несколько раз в день по разным поводам проявляет инициативу в общении - согласитесь, не одно и то же. По поводу анализов. Отвечу вам пока до прихода Вадима Валерьевича, если что-то не так, он поправит. Вам пока не нужен специалист, а нужно сдать анализы и поместить их результаты здесь на форуме. Вадим Валерьевич определит есть ли скрытый железодефицит и скажет, что делать. Сдавать нужно: цитирую Цитата:
__________________
С уважением, Полина Львовна Центр ранней помощи Даунсайд Ап сайт http://www.downsideup.org Форум http://downsideup.wiki/ru/forum/theme |
#15
|
|||
|
|||
Вы уж извините, но раз тут такое хорошее отношение, буду надоедать и злоупотреблять.
Прежде всего спасибо kkar Цитата:
Цитата:
По поводу анализов: может это и не в эту тему, но как всякий усредненный человек, я, начитавшись описаний болезней, половину из них понаходил у сына. Конкретно мне по симптомам "понравились" синдром Ландау - Клеффнера и Целакия /нарушениями обмена глиадина/ - симпотматика у Глеба очень похожая. Соответственно прошу подсказать к какому специалисту необходимо обратиться и какие именно анализы здать, чтобы родитель спал спокойней. Анализ крови сделаю на днях и выложу результаты на форуме. |