Общие представления об окружающем мире.
Объем общих знаний ограничен. Не смог показать кто из животных плавает, летает, ползает, прыгает; какие виды транспорта плавают, летают, ездят; подобрать по картинкам кто чем питается; определить времена года; части суток. Причину низкого уровня развития общих представлений можно предположить в задержке речевого развития, т.к. ребенку сложно понимать в полном объеме обращенную к нему речь и усваивать обобщенные, отвлеченные, абстрактные речевые понятия.
Психологические особенности личности.
Денис с настороженностью и недоверием относится к незнакомым предметам, новым видам деятельности, новым правилам игры. С большим трудом, очень медленно включается в незнакомую игру, предложенную педагогом. Бурно, иногда агрессивно реагирует на попытки менять привычные для него правила игры. Из этого можно сделать вывод о высоком уровне общей тревожности, возможно наличие необоснованных страхов. Не критично относится к собственным достижениям и ошибкам – может обрадоваться тому, что не является достижением, но не обрадоваться тому, что достиг. Очень чувствителен к вниманию взрослых, старается всеми силами привлечь их внимание. В основном делает это «неумелыми», негативными способами (причиняя боль, производя шум или другие социально неодобряемые действия).
Таким образом, можно сделать вывод, что сферами требующими максимальной корректировки являются следующие: внимание, эмоционально-волевая сфера, речь, мышление. По некоторым особенностям принятия Денисом решений можно предположить, что недостаточность в развитии мышления скорее вторична и вызвана недоразвитием других психических процессов. В этом случае при полноценной работе, направленной на развитие всех сторон внимания, силы воли, а также речи, возможно полноценное развитие мышления (логических операций, общих и математических представлений) ребенка.
Рекомендации.
Коррекционно-развивающую работу по преодолению вышеописанных трудностей может производить специалист, но наиболее важным аспектом в этой работе является
1. работать над развитием речи ребенка – чаще описывать то, что происходит вокруг, сопровождать собственные действия речевым описанием. Стараться использовать меньше указательных жестов в общении с ребенком, чтоб у него возникала большая потребность в понимании именно содержания речи, а не интонации, мимики и жестов. Во время и после любых мероприятий, просмотра мультфильмов или прочтения книг задавать вопросы по содержанию (это стимулирует не только развитие речи, но и памяти, мыслительных процессов и логики). Стимулировать собственную речь ребенка фразами типа «Я не понимаю» (особенно, когда ребенок объясняет что-то жестами), «Скажи словами», «Скажи правильно» даже тогда, когда на самом деле всё и так понятно. Чаще задавайте ребенку вопросы типа «кто это?», «что это?», «какой …?», «что … делает?». Если ответы на эти вопросы подразумевают слова, которых ребенок не употреблял раньше, можно выждать паузу и самому ответить на вопрос, а через пару минут снова задать этот же вопрос.
2. учить сосредотачиваться на объекте или деятельности; учить находить определенные предметы на картинке, находить два одинаковых предмета среди нескольких, выделять отличия в двух похожих картинках.
3. развивать пространственные представления и пространственное восприятие, учить такие понятия как справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу, перед, за, на, под. Выделять правую и левую стороны тела.
4. развивать волевые умения, учить доводить до конца начатое, выполнять последовательные действия по речевой инструкции взрослого – например, если у ребенка есть какая-то цель, объяснять ему как этого достичь по схеме «Сначала нужно сделать …, затем …, в конце … и тогда … (достигнешь своей цели)». Если ребенок затрудняется выполнить какой-то из этапов, то повторить всю инструкцию сначала. Это поможет научиться анализировать каждое дело целиком и легче воспринимать то, что нужно сделать, чтоб его закончить. Важно также настаивать, чтоб ребенок сам доводил до конца доступные для него простые операции (убрать игрушки, снять одежду, помыть руки и пр.), не доделывать их за него и не идти на уступки в случае капризов. Если ребенок сопротивляется, нужно успокоить его, приласкать, а после вернуть на тот этап, на котором он остановился и показать ему, что вы не позволите ему оставить дело неоконченным. В этой ситуации важно не пугать ребенка наказанием, а объяснить, что ваша настойчивость вызвана тем, что необходимо доводить дела до конца. Процесс формирования волевых умений может быть не простым, а позитивные изменения могут начаться не сразу. Стоит запастись терпением, т.к. результаты сильно облегчат весь в целом процесс получения ребенком новых знаний и выравнивания уровня его развития с возрастной нормой.
5. развивать мыслительные операции, логику, расширять общие представления в соответствии с возрастной нормой. В этом процессе можно опираться на особенность внимания ребенка – успешно сосредотачиваться на том, что он выбрал сам. Важно также учесть то, что Денис с трудом принимает что-то новое, поэтому можно сначала предложить ему посмотреть на изучаемый процесс или объект со стороны, а уже потом включать его в процесс обучения.
6. снижать уровень общей тревожности ребенка; учить привлекать внимание взрослых социально-одобряемыми способами. Снижению тревожности способствует более предсказуемая, прогнозируемая для ребенка жизнь. Одним из способов сделать жизнь более предсказуемой является введение четкого режима для ребенка, можно предложить режим в виде понятной графической схемы, в которой сам ребенок может отмечать то, что он уже сделал и понимать, что нужно делать дальше. Что касается привлечения внимания, то важным для смещения акцентов у ребенка при выборе способа привлечения внимания является поведение родителя. Если родитель перестает реагировать, когда ребенок делает что-то не приятное, а обращает внимание только тогда, когда поведение хорошее, у ребенка закрепляется желание делать родителям приятное (при этом в начале важно подчеркнуто ярко реагировать даже на незначительные позитивные изменения в поведении ребенка и уделять им значительное внимание).
Но больше всего меня беспокоят истерики. Как бороться с ними?
Заранее спасибо,
Наталья