Показать сообщение отдельно
  #60  
Старый 18.09.2007, 23:15
Аватар для o_udovichenko
o_udovichenko o_udovichenko вне форума ВРАЧ
Врач-участник форума
      
 
Регистрация: 25.05.2007
Город: Москва
Сообщений: 1,052
Поблагодарили 118 раз(а) за 101 сообщений
o_udovichenko этот участник имеет превосходную репутацию на форумеo_udovichenko этот участник имеет превосходную репутацию на форумеo_udovichenko этот участник имеет превосходную репутацию на форумеo_udovichenko этот участник имеет превосходную репутацию на форумеo_udovichenko этот участник имеет превосходную репутацию на форумеo_udovichenko этот участник имеет превосходную репутацию на форумеo_udovichenko этот участник имеет превосходную репутацию на форумеo_udovichenko этот участник имеет превосходную репутацию на форумеo_udovichenko этот участник имеет превосходную репутацию на форумеo_udovichenko этот участник имеет превосходную репутацию на форумеo_udovichenko этот участник имеет превосходную репутацию на форуме
Цитата:
Сообщение от Anna_Shvedova Посмотреть сообщение
Система обучения всех больных с СД в стране не работает, есть только редкие счастливые исключения. Лекции по полчаса в день - не школа.
Именно так!

После защиты докторской диссертации Елены Викторовны Сурковой (о влиянии психологических факторов и депрессий и др. на процесс обучения) приходит в голову следующее:

* Необходимой основой является налаженный "стандартный" процесс обучения, который проводится не просто в виде лекций для пациентов, а использует структурированную учебную программу (материал разбит на темы, а каждая тема - на шаги; обучение подкрепляется практикой; контролируется усвоение материала пациентами и др.). Минимальное количество часов для эффективного обучения - около 15-16 для СД 2 типа без инсулина, ок 20-25 - для СД 1 типа. К сожалению, меньшая часть функционирующих в России школ удовлетворяет этим требованиям.
Типичные ошибки при проведении обучения (извините, если слишком жестко ):
- "Обучение нон-стоп", когда в стационаре читается курс непрерывно, и госпитализированный пациент, скажем, попадает на 3-е занятие, потом проходит 4-5-е, потом - 1-е, 2-е... (невозможно создать мотивацию. Отношение пациента к просиходящему - как на политинформации в советское время).
- Смешивание в одной группе пациентов с СД2 на таблетках и инсулине, или даже СД 1 и 2 типа
- Лекции вместо практических занятий
- Слишком большие группы (более 8-10 чел), где врач не успевает уделять всем внимание
- Формальное отношение (врач устал, хочет домой, и ему все равно - поняли его или нет)
- И т.д., и т.п.

* Если школа функционирует хорошо, эта модель успешно внедрена - возникает следующая мысль:
все люди - разные не только по особенностям "тела" (вес, тип СД, инсулинозависимость...), но и по характеру, уровню образования, наличию психологических проблем (депрессия, ...), темпераменту и т.п.
Может быть, надо разных людей обучать по-разному? (т.е. по-разному строить программы обучения, где-то проводить его в индивидуальной форме, где-то - обязательно с участием родственников....). Этому была в основном посвящена диссертация Елены Викторовны...
Тогда можно развить тему и в таком направлении: все люди разные и по готовности взвешивать продукты, и по готовности, способности и возможности пользоваться компьютерными программами. Видимо, бывает такой "склад характера" (во многих кавычках), при котором
расчет доз инсулина не в уме (по подсчету ХЕ "на глаз"), а по программе и весам - предпочтительнее. И если при этом не пытаются всех "загнать твердой рукой в светлое будущее" и заставить ВСЕХ считать по весам и компьютеру - то все ОК (собственно, эта идея, кажется, звучала во всех выступлениях врачей в этой ветке форума).

Наверное, следует сделать вывод, что врачи должны информировать пациентов о том, что можно более точно рассчитывать дозы инсулина с помощью компьютерной программы... Правда, здесь вопросов, кажется, больше, чем ответов
Как можно предугадать, кому из пациентов она поможет, а кому-нет?
Может быть, признаком готовности ее использовать является приобретение пациентом весов для кухни? (ведь без взвешивания и программа не будет работать...).
Кстати, ведущие обучатели (А.Ю.Майоров и др.) говорят на занятиях по ХЕ, что весы на кухне нужны. Да, в обычной жизни подсчет ХЕ - на глаз, но дома стоит проверить, на сколько ХЕ реально "тянет" среднее яблоко (ведь 1 ХЕ - это примерно 100 г, но часто ли мы встречаем такие яблоки, чтобы 1 кг = 10 шт ?)
НО: какая реально доля пациентов, прошедщих обучение у АЮ Майорова, имеет на кухне весы ??? И что мешает?
Но наверное, всему есть мера - салат Оливье в гостях, наверное, взвесить не удастся