Я сегодня с коллегой обсуждала вопрос, как можно трактовать случаи, подобные вашим. Симптоматика не укладывается в привычные диагностические критерии. Возможно, сейчас границы разных нарушений в развитии начинают размываться. Ребенок проявляет разные особенности и сразу. Мы пришли к выводу, что нужен диагностический период. Относительно нас, логопедов, этот период порядка 6 месяцев (обучение в логопедической группе). Мы наблюдаем за ребенком, динамикой развития, сменой акцентов и прочими моментами. И только спустя 6 месяцев коррекционной работы мы ставим логопедическое заключение.
У вашего сына динамика хорошая, но сложно понять, что не так. Он отличается от сверстников, словно мальчик из другой социо-культурной среды. Но у вас он жил и рос именно в нынешних условиях. Поэтому делайте то же, что и делали - это дает эффект и наблюдайте. Напоминаю, про детскую среду. Погружение в нее ребенка на длительный период может прояснить ситуацию.
На ЗПР ребенок так же не тянет. У них память в первую очередь страдает, словарь всегда скудный и однообразный (например, все предметы обуви - ботинки или туфли). Так еж для ЗПР характерно быстрое угасание навыков (выучили что-то, ребенок ушел на больничный и нужно начинать все с начала, ибо забыл). И со 100% уверенностью могу сказать, что ни один ребенок с ЗПР не назовет при первом предъявлении ваши карточки (из видео).
Высокая память больше к РАС подобным состояниям "прилипает". Еще раз акцентирую ваше внимание, что РАС - это не только аутизм в чистом виде. Это могут быть сглаженные проявления у высоко функционального (сохранного) ребенка. Тут РАС нужно понимать не как отказ от общения, а как затрудненное понимание социальных эмоций, контекста (понимают все буквально, не видят скрытый смысл в высказывании собеседника, не понимают эмоциональных реакций). Вот здесь дети и начинают играть роль "я не понимаю что происходит, но видел, что люди делают вот так". Я так себя в ресторане чувствую, когда не знаю, как кушать заказанное блюдо - подсматриваю и делаю как другие гости.
__________________
С уважением, учитель-логопед Людмила Николаевна.
|