Показать сообщение отдельно
  #10  
Старый 12.12.2010, 14:55
Аватар для Varvarina
Varvarina Varvarina вне форума
Ветеран форума
      
 
Регистрация: 25.11.2008
Город: Москва
Сообщений: 3,388
Сказал(а) спасибо: 6
Поблагодарили 686 раз(а) за 534 сообщений
Varvarina этот участник имеет превосходную репутацию на форумеVarvarina этот участник имеет превосходную репутацию на форумеVarvarina этот участник имеет превосходную репутацию на форумеVarvarina этот участник имеет превосходную репутацию на форумеVarvarina этот участник имеет превосходную репутацию на форумеVarvarina этот участник имеет превосходную репутацию на форумеVarvarina этот участник имеет превосходную репутацию на форумеVarvarina этот участник имеет превосходную репутацию на форумеVarvarina этот участник имеет превосходную репутацию на форумеVarvarina этот участник имеет превосходную репутацию на форумеVarvarina этот участник имеет превосходную репутацию на форуме
Цитата:
Сообщение от zxc Посмотреть сообщение
Похоже, это все тот же страх. И страх, и желание его вытеснить, и невозможность с кем-нибудь поговорить об этом. Иногда ужасаюсь мысли, что мне с этим страхом всю жизнь жить

Даже если я преодолею себя и начну такой разговор, то знаю, что не услышу ничего, что могло бы меня успокоить. Скорее наоборот. Чесно говоря, думаю я и сама не знала бы что сказать, если бы кто-то затеял такой разговор со мной...
Здравствуйте, Люда!

Я второй день подряд хожу, мысленно ведя с вами диалог на эту тему, и понимаю, насколько непросто выбрать ту меру углубления в эти вопросы, которой будет достаточно, чтобы с одной стороны не ограничиться поверхностными, ничего не дающими Душе рассуждениями, с другой - не подвести вас чересчур близко к этому страху, пока у вас нет достаточного Основания, чтобы с ним встретиться. Наверное о настоящей встрече с ним можно говорить только в рамках психотерапевтической работы. А пока попробую сказать те слова, которые могу тут.

Тема бренности, преходящести существования является одной из центральных в экзистенциальной психологии. В самом деле, что как не факт конечности жизни ставит нас в постоянную зависимость от ее срока? В этом, как и в факте вброшенности в жизнь в момент рождения (на что никто не испрашивал нашего согласия), мы сталкиваемся со своим ограничением и переживаем неспособность что-либо изменить в таком течении жизни. Путь от рождения до смерти каждому из нас предстоит пройти до конца. Но никто не готовит нас к этому концу так, чтобы мы умели спокойно к этому относиться. Сейчас я не имею в виду религиозные и мистические аспекты этой темы, потому что психологическая наука отделяет себя от философии и религии, в которых имеется иной подход к этим темам. Я скорее говорю о том, как воспринимается эта тема обычным человеком, живущим обычную жизнь. Когда мы молоды и полны сил, эта тема не так сильно звучит в нас, поскольку на лицах нет следов приближающейся старости, а надежда, что нас-то это не коснется и мы-то будем жить вечно, каким-то непостижимым образом возникающая в душе, убаюкивает нас. Случаются, правда, иногда некоторые события, подтверждающие то тут то там, что это случается не только со стариками, но люди склонны быстро и бесследно вытеснять эти неприятные мысли и переживания по их поводу.

Но чем дальше продвигается человек по жизненному пути, тем больше возникает примет, что такой он, каким он знает себя, не вечен и не неизменен. Появляются первые морщинки, седые волоски, вначале единичные, потом все более частые. Меняется вес, подвижность суставов и гибкость позвоночника. Конечно, внимательно следя за этим и занимаясь правильным питанием и гимнастикой, в определенной степени можно все это замедлить и свести к минимуму. Но факт конечности от этого не исчезает. Можно сделать сотню пластических операций и закрасить седину. Это ничего не меняет в размерах бесконечности.

Вы спросите: а ЧТО меняет?
И я отвечу: СМЫСЛ И ИСПОЛНЕННОСТЬ ЖИЗНИ.

Я немного упоминала об этом в разговорах с Леной и Вишней. Попробую сказать об этом более развернуто.
Дело в том, что экзистенциальный подход, к которому я принадлежу, выгодно отличается, на мой взгляд, от того же экзистенциального у Ирвина Ялома. Возможно, кто-то из вас читал его книги с рассказами о том, как он лечит своих пациентов. Написано удивительно изящно, остроумно и откровенно. Есть у него также книги для специалистов, и среди них - его учебник "Экзистенциальная психотерапия". В ней четыре раздела в соответствии с четырьмя темами бытия, которые он рассматривает как центральные для жизни человека. Это Смерть, Свобода, Изоляция и Бессмысленность. На мой взгляд, в такой формулировке эти темы, возможно, кроме свободы, приобретают звучание фатума, рока, с которым ничего нельзя поделать. В подходе Альфрида Лэнгле, у которого я проходила обучение экзистенциальному подходу, также четыре центральных темы, но звучат они совершенно иначе, и окраска этих тем скорее со знаком плюс, имеющая потенцию, возможность. Это Мир, Жизнь, Я сам и Смысл. По Лэнгле, только тогда человек приходит к осмысленной и исполненной жизни, когда выполняются три условия его персонального исполнения:
1) он может без страха и неуверенности Быть в мире,
2) проживает в ней всю гамму поступных ему чувств и приобретает за счет этого удивительное переживание себя живым и живущим
3) находит Самого Себя со всей присущей ему уникальностью и дает себе право на то, чтобы реализовать ее в мире.

И вот эта самая исполненность удивительным образом наполняет его в любой момент времени чувством, что он живет свою жизнь не зря, каждое его действие является отражением самого правильного выбора в ситуации, каждый поступок идет в личную копилку его богатств и деяний, которые имеют смысл не только лично для него, но и для других. Его возраст становится не источником страха, что он так и не жил, так и не добрался до чего-то важного, а лишь свидетельством того, как много он успел и какие богатства приобрел. Он проживает это важное ежедневно в каждом дне и решениях, принимаемым им, принадлежающим ему в силу его свободного выбора.
Жизнь, в которой есть смысл и исполненность, наполняет сопричастностью к существенному, проживается как настоящая жизнь, как экзистенция. Ты перестаешь быть игрушкой в руках судьбы и стоишь за ее Штурвалом наравне с обстоятельствами.
Страх смерти исчезает. Жизнь становится равной ей по силе и значению.