Цитата:
Сообщение от zxc
Похоже, это все тот же страх. И страх, и желание его вытеснить, и невозможность с кем-нибудь поговорить об этом. Иногда ужасаюсь мысли, что мне с этим страхом всю жизнь жить
Даже если я преодолею себя и начну такой разговор, то знаю, что не услышу ничего, что могло бы меня успокоить. Скорее наоборот. Чесно говоря, думаю я и сама не знала бы что сказать, если бы кто-то затеял такой разговор со мной...
|
Здравствуйте, Люда!
Я второй день подряд хожу, мысленно ведя с вами диалог на эту тему, и понимаю, насколько непросто выбрать ту меру углубления в эти вопросы, которой будет достаточно, чтобы с одной стороны не ограничиться поверхностными, ничего не дающими Душе рассуждениями, с другой - не подвести вас чересчур близко к этому страху, пока у вас нет достаточного Основания, чтобы с ним встретиться. Наверное о настоящей встрече с ним можно говорить только в рамках психотерапевтической работы. А пока попробую сказать те слова, которые могу тут.
Тема бренности,
преходящести существования является одной из центральных в экзистенциальной психологии. В самом деле, что как не факт конечности жизни ставит нас в постоянную зависимость от ее срока? В этом, как и в факте
вброшенности в жизнь в момент рождения (на что никто не испрашивал нашего согласия), мы сталкиваемся со своим ограничением и переживаем неспособность что-либо изменить в таком течении жизни. Путь от рождения до смерти каждому из нас предстоит пройти до конца. Но никто не готовит нас к этому концу так, чтобы мы умели спокойно к этому относиться.
Сейчас я не имею в виду религиозные и мистические аспекты этой темы, потому что психологическая наука отделяет себя от философии и религии, в которых имеется иной подход к этим темам. Я скорее говорю о том, как воспринимается эта тема обычным человеком, живущим обычную жизнь. Когда мы молоды и полны сил, эта тема не так сильно звучит в нас, поскольку на лицах нет следов приближающейся старости, а надежда, что нас-то это не коснется и мы-то будем жить вечно, каким-то непостижимым образом возникающая в душе, убаюкивает нас. Случаются, правда, иногда некоторые события, подтверждающие то тут то там, что это случается не только со стариками, но люди склонны быстро и бесследно вытеснять эти неприятные мысли и переживания по их поводу.
Но чем дальше продвигается человек по жизненному пути, тем больше возникает примет, что такой он, каким он знает себя, не вечен и не неизменен. Появляются первые морщинки, седые волоски, вначале единичные, потом все более частые. Меняется вес, подвижность суставов и гибкость позвоночника. Конечно, внимательно следя за этим и занимаясь правильным питанием и гимнастикой, в определенной степени можно все это замедлить и свести к минимуму. Но факт конечности от этого не исчезает. Можно сделать сотню пластических операций и закрасить седину. Это ничего не меняет в размерах бесконечности.
Вы спросите: а ЧТО меняет?
И я отвечу: СМЫСЛ И ИСПОЛНЕННОСТЬ ЖИЗНИ.
Я немного упоминала об этом в разговорах с Леной и Вишней. Попробую сказать об этом более развернуто.
Дело в том, что экзистенциальный подход, к которому я принадлежу, выгодно отличается, на мой взгляд, от того же экзистенциального у Ирвина Ялома. Возможно, кто-то из вас читал его книги с рассказами о том, как он лечит своих пациентов. Написано удивительно изящно, остроумно и откровенно. Есть у него также книги для специалистов, и среди них - его учебник "Экзистенциальная психотерапия". В ней четыре раздела в соответствии с четырьмя темами бытия, которые он рассматривает как центральные для жизни человека. Это Смерть, Свобода, Изоляция и Бессмысленность. На мой взгляд, в такой формулировке эти темы, возможно, кроме свободы, приобретают звучание фатума, рока, с которым ничего нельзя поделать. В подходе Альфрида Лэнгле, у которого я проходила обучение экзистенциальному подходу, также четыре центральных темы, но звучат они совершенно иначе, и окраска этих тем скорее со знаком плюс, имеющая потенцию, возможность. Это Мир, Жизнь, Я сам и Смысл. По Лэнгле, только тогда человек приходит к осмысленной и исполненной жизни, когда выполняются три условия его персонального исполнения:
1) он может без страха и неуверенности Быть в мире,
2) проживает в ней всю гамму поступных ему чувств и приобретает за счет этого удивительное переживание себя
живым и живущим
3) находит Самого Себя со всей присущей ему уникальностью и дает себе право на то, чтобы реализовать ее в мире.
И вот эта самая исполненность удивительным образом наполняет его в любой момент времени чувством, что он живет свою жизнь не зря, каждое его действие является отражением самого правильного выбора в ситуации, каждый поступок идет в личную копилку его богатств и деяний, которые имеют смысл не только лично для него, но и для других. Его возраст становится не источником страха, что он так и не жил, так и не добрался до чего-то важного, а лишь свидетельством того, как много он успел и какие богатства приобрел. Он проживает это
важное ежедневно в каждом дне и решениях, принимаемым им, принадлежающим ему в силу его свободного выбора.
Жизнь, в которой есть смысл и исполненность, наполняет сопричастностью к
существенному, проживается как настоящая жизнь, как
экзистенция. Ты перестаешь быть игрушкой в руках судьбы и стоишь за ее Штурвалом наравне с обстоятельствами.
Страх смерти исчезает. Жизнь становится равной ей по силе и значению.