Здравствуйте, уважаемые консультанты!
у нас дочь, Василиса, ей почти полтора года. развитие вполне по возрасту.
у меня возникло несколько мелких вопросов. хоть я и сомневалась, стоит ли писать, но все же решила посоветоваться с вами, буду рада, если вы ответите мне.
1. как и все дети, Вася рисует в книжках, на стенах, диванах и т.п. я ей говорю, что этого делать нельзя. несколько раз не успела убрать ручки-карандаши и теперь Вася каждый раз видя свои художества комментирует, что это ее работа.
я вот думаю, правильно ли я делаю, что каждый раз при этом напоминаю - да, это Вася нарисовала, аяяяй! нельзя!
вроде, получается, с одной стороны ребенок запоминает, что это нельзя и со временем перестанет уже рисовать где попало, кроме ее бумаги. а с другой стороны я как котенка ее тыкаю носом в одно и тоже. не слишком ли много вины получается?
2. сейчас читаю книгу Ю. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?", как раз о том, что не надо мешать ребенку учиться самому чему-то, пусть даже он делает плохо и с ошибками. это для меня более понятно, когда речь идет для ребенка постарше. а вот насчет Васи я задумалась.
помогать мне ей или нет? она очень любить возиться со своей обувью, надевать и снимать, снимать получается, надевать - плохо. когда не получается, начинает визжать, кричать и пр. я сначала подходила, спрашивала, надеть? она стала повторять это слово, потом я сообразила, что мне нужно по-другому спрашивать, я говорю - помочь? но она не понимает этого слова пока, не реагирует на него.
если на нее не обращать внимание, она поорет-повизжит, но наденет сапог, пусть и не на ту ногу, и очень радуется своим успехам.
еще момент, на горке она нередко дает мне понять, что обойдется без моей помощи, выдергивает руку и говорит Не!
а тут (с сапогами

)такого нет, помощь она принимает. но может быть, я таким образом лишаю ее возможности стать самостоятельной?