Почему не работает должным образом система "Школ диабета"?
Наверное, многие согласятся, что недавнее обсуждение в теме http://www.rusmedserv.com/forums/showthread.php?t=37781 в очередной раз показало, насколько состояние эндокринологической помощи в России не удовлетворяет как пациентов, так и врачей.
Конечно, проблем очень много (уровень финансирования медицины, например :( ). Лечение диабета - это серьезное испытание для системы медицинской помощи даже самых развитых стран... Но хочется услышать мнения вот по какому вопросу: В развитых странах достижение хорошей компенсации у пациента с СД 1 типа является решенной проблемой. Насколько я понимаю, там большинство пациентов имеют неплохую компенсацию (в отличие от СД 2 типа, при который и западные коллеги говорят, что большинство пациентов имеют сахар значительно выше безопасного). В России же - всем известно: из всех пациентов с СД 1 типа, прошедших обучение по структурированной программе "Школы", проводят правильный самоконтроль, ведут дневник, корректируют дозы инсулина и поддерживают хорошую компенсацию - явное меньшинство :( В Москве - "навскидку" процентов 30-40 (проводились ли исследования для более точной оценки этого?), в других городах и регионах - процентов 10 (по моему опыту эпидемиологических поездок, где было обследовано несколько тысяч пациентов в разных городах России). В чем причина? :bn: В отсутствии качественных школ? (из-за их недофинансирвоания или чего-то еще?) В плохом "пост-школьном" ведении пациента? В недостаточном финансировании средств самоконтроля? В том, что эндокринолога поликлиники заставили заниматься неврачебными функциями (распределение лекарственных препаратов, в результате чего ежедневное число пациентов на приеме обычно превышает 30-40)? В плохой подготовке поликлинических эндокринологов? В пресловутом российском менталитете? И как изменить ситуацию ??? Надеюсь, мы услышим мнения на эту тему от людей с диабетом, их родственников, врачей, медсестер и всех, кого волнует эта тема.:ab: |
Из многого пришедшего в голову, навскидку, для разгона темы.
Что есть школа диабета? Процесс обучения целевой аудитории профессиональным знаниям. Кто слушатель школы диабета? Группа людей объединенных общим заболеванием. (Вот тут заметим в скобках, что более их ничего не связывает – культура, уровень образования, возраст (исключая смешное деление взрослая/детская школа), мотивационная установка…) Кто преподает в школе? В зависимости от местной ситуации – врач-эндокринолог, врач-неэндокринолог, медсестра. Кто из них имеет специальную подготовку в области педагогики? Один в поле зрения. Как известно лечить у нас умеет каждый второй, а учить каждый первый. Более распространен только навык управления государством, но это у нас национальное. Но даже действительно уметь лечить и быть преподавателем не есть одно и тоже: - управление мотивацией, - андрогогические принципы преподавания, - визуализация информации - педагогические приемы, методики проведения занятия, методы контроля, педагогических измерений и закрепления знаний, приемы концентрации внимания группы…. Список огромен. Без этого полноценного обучения не бывает. Но кто из медицинских работников умеет это делать? Описанная беда – бич современной медицинской школы и, увы, один из многих факторов, влияющих на эффективность школы диабета. |
Из пройденной мной школы диабета, я запомнила только, что две столовых ложки салата, в котором содержится картофель, это 1 ХЕ.
В школе диабета не учат как подбирать дозу базовую и болюсную, предполагая, что это делать должен врач. Но врач, как правило, не в состоянии этого сделать в силу или некомпететности, или нехватки времени. Я не могу ходить к участковому врачу каждые два-три дня и корректировать дозу, я хожу к врачу раз в месяц за рецептом. Чтобы попасть к врачу, надо отстоять очередь, а это часа два. Только когда мой сын перешел на помпу у нас появилась возможность консультироваться с врачом в необходимых для нас случаях. И я так понимаю, что эта возможность предоставлена нам фирмой Медтроник. Вывод: пока не будет постоянной связи между врачом и пациентом о компенсации можно забыть. Кроме того, врач должен расписывать лечение, используя мировой опыт, традиции и новейшие достижения. Наши же врачи исходят из жизненных реалий, прекрасно понимая, что у пациента может и не хватит денег на регулярные измерения крови и дорогие лекарства. Для меня "школа диабета" была одной из возможностью выйти из стрессовой ситуации, вокруг были люди с теми же проблемами. Хотя школу вела прекрасный врач. И что еще меня всегда поражает в нашей медицине: наши врачи работают исключительно до 15 часов, школы диабета проходят днем. Попасть к врачу после работы невозможно, что создают конфликтные ситуации на работе у пациентов! Ну не брать же отпуск для школы диабета! |
Развитые страны отличаются от нас одним - наличием денег. А диабет, как известно - приобретение дорогое. Там, где у них работает помпа, у нас не хватает полосок! Это, наверно, прекрасно понимают все. И роль школы диабета здесь не стоит преувеличивать.
Но, как известно, голь на выдумки хитра. И известная программа, та самая,которую здесь больным, троллям в особенности, обсуждать запрещено - и есть, при всех её недостатках, на мой взгляд, вполне устранимых -во многом успешная попытка решить этот вопрос. Здесь, к великому сожалению не обсудался, назовем его ветвью программы - вариант Олекса. Olex имеет весьма капризный классический СД1 - чуть не уследил - и компенсации НАДОЛГО нет. Так вот он, как правило, использует 2 полоски в день. Иногда 4. Его бесценный для наших условий опыт не обсуждает никто. |
Цитата:
Только опишите, пожалуйста, подробнее, в чем состоят новшества, предложенные уважаемым Олексом. |
Цитата:
Цель школы - научить человека правильно решать каждодневные задачи, причем это можно сделать только в режиме реального времени, реальных измерений и реальной еды. Никакие лекции с 13 до 15 с этой задачей не справятся. И уж тем более странными выглядят ситуации совместного "обучения" СД1 и СД2. И группы по 15 человек тоже никак для этого не подходят. Ну и с преемственностью плохи дела - не знаю как в Москве, а у нас поликлинические эндокринологи вряд ли имеют возможность разбирать дневники самоконтроля (иногда грамотности не хватает, и всегда не хватает времени). Причем даже если находятся люди, готовые учиться учить, возможности такой все равно нет. Нет системы подготовки специалистов по обучению. Даже если они настырные и сами найдут, как учиться, вести школу по 6-8 часов в день им не дадут (хотя это занятие не постоянное - группы с СД1 не ведут непрерывным потоком). Вот съездила я в Москву, вернулась в свое отделение - никто не снял с меня обязанностей по ведению палат, консультированию на выезде, обслуживания срочного приемного, проведению УЗДГ - в итоге я могла выделять на школу только 1-1,5 своего уже личного времени в день. Потом я подумала и решила сменить место работы :av: И еще такой момент - школа для СД1 должна проводиться или в стационаре или в санатории (раз уж все равно решили на них тратить огромные суммы, пусть хоть какая-от польза будет). И формировать группы нужно заранее, и госпитализировать (и больничный давать в случае необходимости) именно для проведения школы. Тогда не будет вот этих проблем Цитата:
|
...Я скажу не совсем по теме, но , возможно, в копилку.
работал с больными диабетом в штатах, в основном, естественно- не- первого типа. Большинство из моих пациентов были пожилые пуерториканцы, и контроль диабета был вполне посредственным, несмотря на вполне значительные затраты ресурсов. Больные были по ментальности похожи на нашего брата, (организованность и инсайт оставляли желать лучшего). Переложить полностью контроль на кого-нибудь другого не удавалось- супруги малообразованы, дети работают, "приходяшие" медсестры показываются раз в день, и дорого. Т.е. дело, по-моему,в баллансе между наличием ресурсов и способностью ими воспользоваться, и поляpные ситуации равно нехороши. Меня удивила некоторая "зрелость" молодых американцев. Многие веши они знают хуже нашего, и к внезапным бедам бывают менее приспособлены, но в своей среде они в большинстве прекрасно адаптированы , умеют самостоятельно решать за себя и строить отношения с людьми. Видимо, в случае с диабетом первого типа это большой плюс. У меня в программе среди резидентов было двое с помпами, и узнал я об этом далеко не сразу, никаких видимых ограничений они не испытывали, и никаких привилегий не требовали (а нагрузка была большая) Интересно, что несколько случаев кетоацидоза (а мы принимали несколько человек с ДКА в неделю)были связаны с началом студенческой жизни вдали от родителей. Но не потому, что за инсулином и уровнем гликемии следил кто-то другой , а из-за студенческих вечеринок с возлияниями и первыми похмельями. |
Цитата:
Ведь хорошо известно и во всех книгах для обучателей написано, что беседы или лекции для пациентов - это еще не обучение. Есть ряд формальных признаков, по которым можно отличить качественное обучение от некачественного (размер групп, количество часов, организация процесса, смешивание СД 1 и СД2, пациентов на инсулине и таблетках - и т.п.). Практическое здравоохранение (в городах и регионах) рапортует о том, что обучение у нас налажено и работают школы, но если провести серьезный аудит - то можно понять, что качественное обучение - далеко не везде (или скорее является исключением, чем правилом). Все, наверное, согласятся, что без решения ряда организационных проблем (правильное построение процесса обучения, и в первую очередь - ставки врачей (медсестер), ведущих школы, чтобы они имели достаточно времени для нормального процесса) двигатсья дальше невозможно. Нужно также достаточное кол-во школ на 1000 пациентов с СД 1 и СД2 (чтобы их пропускная способность в нормальном режиме позволяла обучать всех нуждающихся, и чтобы не приходилось увеличивать группы, чтобы охватить всех). Есть еще проблема взаимодействия со страховыми компаниями (проведение 4-часового группового занятия - медицинская услуга, которая должна оплачиваться не так, как прием, скажем, 8 пациентов). К сожалению, без понимания руководителей медицины эти проблемы не решить. Но возможно, есть еще много проблем, влияющих на эффективность обучения. Кроме формальных критериев, есть более сложные проблемы качества. Ведь обучение - это не монолог, а диалог. Задача врача/сестры (обучателя) - не просто рассказать пациенту какую-то информацию, но и сделать так, чтобы он ее понял и принял. Может ли обучатель рассказывать дальше, если у многих пациентов остались непонятые вопросы по следующей теме? А ему бывает непросто выяснить, все ли участники группы поняли его и поняли правильно... Мечтается о "внешнем аудите психолога", который сидит вместе с группой и оценивает результаты обучения :rolleyes: Только до этого ОЧЕНЬ далеко. Еще одна проблема: есть школы-эталоны (например, в ЭНЦ, у Александра Юрьевича Майорова), где качество обучения не вызывает никаких соменений :ay: Но даже среди пациентов, прошедших обучение там, не все потом поддерживают удовлетворительную компенсацию (группа обучения ЭНЦ проводила исследование по этому вопросу - я найду цифры, они опубликованы). Что, виноват пост-школьный этап медицинской помощи? В общем, вопросов еще остается очень много............ |
Если вас интересует зарубежный опыт.
Я работаю в одном из диабетологических центров Германии.
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные пользователи. ] (на немецком). Есстественно, касаемо обучения пациентов, в моей клинике вопрос поставлен на широкую ногу. Кроме врачей-диабетологов занятия ведутся еще и диетологами и специалистами по медицинской (диабетологической) технике. При поступлении пациента , кроме назначения дозы инсулина и медикаментов, обязательным является назначение небходимых курсов или модулей. Во время "летучки" , кроме врачей всегда присутствует диетолог и руководитель учебного центра, а раз в неделю(как правило в пятницу)-все преподающие, для координации совместных действий. Занятия делятся на базисные курсы, для новичков, и учебные модули, для пациентов, что ранее уже прошли басисный курс. Вот перечень курсов: Басисные курсы: -Тип 1 басискурс( Typ 1 Basiskurs) - ежедневно 2 академических часа(45 мин)-5 дней -Тип 2 басискурс для пац. с инсулином(Typ 2 Basiskurs mit Insulin) 2 часа -5 дней -Тип 2 басискурс для тбл. или тбл/инсулин(Typ 2 Basiskurs (Tbl/bedtime)) 2 часа -4 дня -Басискурс для пожилых(а также для пац. с нарушением ментальной функции)(Basiskurs für ältere Leute) 1час -4 дня Модули: -Курс для гипертоников( Blutdruckschulungskurs) –2 часa -Подборка дозы инсулина (Insulindosisanpassung)-2 часa -Техника измерений сахара, техника уколов(Spritztechnik/Selbstkontrolle) -2 часа -Час вопросов (Что нового в диабетологии) (Was gibt es Neues) -1 час -Гипогликемия- как почувствавать и как лечить(Hypoglikämie, Erkennen und behandlen)-1 час -Гипогликемия( только для 1 типа)-особенные знаки (Hypoglikämie, besondere Unterzuckerungszeichen)-1 час -Сопутствующие диабету заболевания (Folgeerkrankungen)-1час -Инсулинтерапия (Insulinbehandlung)-1 час -Долгая жизнь в движении+ инсулирезистентность( Langer Leben mit Bewegung +Insulinresistenz)-1 час -Беременность(Schwangerschaft)-1час -Спорт для диабетиков(Sport Typ 1) с 1 типом -Планирование спортивных мероприятий( Planung einer Sporteinhet)-1час -Расчеты спортивных ХЕ(Nachberechnung einer Sporteinheitet)-1час -Диабет и ноги(Diabetes und Füße) предупреждение, как избежать -1час(vorbeugen) лечение-1час(behandeln) -Мужские проблемы при диабете(сексуальные проблемы)( Männerrunde)-1час -Диабет и почки(Niere) -1час ХЕ-2часа - дня2документировать хлебные еденицы -Жиры -2часа-2 дня( Fett) Еденицы жирности, как сбросить вес ( -Советы покупателям(Нужны ли диабетические продукты) -1час -Алкоголь, разумное потребление для диабетика-1 час -Практические занятия на кухне 2 часа Есстественно занятия ведутся и в амбулаторных условиях, но на мой взгляд они не дотягивают по уровню обучения и давае´мых знаний до стационарных и многих пац. приходится заного переучивать Многие курсы дублируются. P.S. Извините за возможные ошибки:ah:- у меня последнее время с русским языком проблематично. Мало контактов. |
Мое замечание будет, наверное, несколько в сторону, к тому же не уверен, что в среди врачей кто-либо на это решиться, но все-таки. Если есть неудовлетворенность "государственными" бесплатными (? - я не знаю, потому что не в теме) школами диабета, но есть потребность в качественных школах с меньшим количеством занимающихся, в которых ведутся занятия по всем правилам искусства, если есть умеющие и желающие преподавать, почему не делать такие школы "частыми" с получением лицензии врача на эту деятельность и с оплатой пациентами таких занятий из собвтсвенного кармана. Почему учителю фитнеса, учителю (инструктору) по вождению, еще многим другим уважаемым специалистам никто не считает зазорным платить, а за свою жизнь, без инвалидности, такую же как и остальных незаболевших, платить (достойно платить, чтобы такой доктор, который может этому учить и контролировать даже не задумывался о хлебе насущном) - это ниже своего достоинства? Во-первых, человек заплативший за обучение, в целом, по-другому к обучению относится. Оно становится более эффективным (это моя частная точка зрения). Во-вторых, достойный личный доход врача стимулирует приток желающих зарабатывать таким образом на жизнь. Как стимулировать обучение обучающих - это отдельная тема, но, похоже, тоже решаемая.
Вот как-то так. Заранее извиняюсь, если все это так уже и работает. Еще раз скажу, я совсем не в теме. |
Цитата:
Есть ли статистика по длительности соблюдения врачебных рекомендаций и компенсации? |
Цитата:
Естественно в клинике есть дипломированный психолог и психотерапевт. Одновременно он несет нагрузку консультанта по социальным и юридическим вопросам, например-дискриминация больного на работе из за болезни, организация амбулаторного присмотра за старыми и ментально несоостоятельными пациентами и т.д. и т.п. Кроме того психолог отвечает за специальные учебные модули, извиняюсь, я не указал их выше. Это: Социально-медицинские вопросы -2 часа(Sozialmedizinische Fragen) Свобода от курения 2 часа (Rauchfrei Vortrag) Без психолога вообще нельзя, каждый третий (по самым скромным подсчетам) больной имеет проблемы с психикой( депрессии, страх уколов, проблемы с мотивацией), а больные , которым поставлен "свежий" диагноз диабета должны консультироваться у психолога в обязательном порядке. Касаемо же статистики, то я не знаю , ведется ли она. И вообще проблема психологическо-социалъных проблем диабета - это тема для целой ветки форума, и проблема очень и очень серьезная. Надеюсь мы обсудим её в далънейшем. |
Дорогие Друзья,
Я обещал поискать опубликованные показатели результативности "Школы диабета" ЭНЦ. Вот они (в книге "Терапевтическое обучение больных сахарным диабетом", М, 2004, стр. 50-51): Оценивалось состояние 120 обученных там пациентов, которые первые 2 года наблюдались врачами группы обучения, а далее - поликлиническими эндокринологами. Контрольная группа - 60 пациентов, не прошедших обучение. Гликированный гемоглобин, соответствующий хорошей компенсации, исходно имели лишь 1.7% (исследование давнее, и использовался не HbA1c, a HbA1, у которого верхняя граница нормы выше. Границей хорошей компенсации было 9.5%, что примерно соответствует 7-7.5% по HbA1c). После обучения средний гликированный снизился и продолжал снижаться до конца 2-го года. Через 12 мес после обучения компенсация укладывалась в названные границы у 54%, через 24 мес - у 58%. Для 7 лет эта доля не указана, но средний HbA1 повысился от 2-го к 7-му году с 9.3 до 9.8% (примерно с 7.3 до 7.8 по HbA1c) При массовом проведении обучения результаты будут, видимо, в любом случае немного хуже, т.к. можно предположить, что в ЭНЦ на обучение пошли те, кто настроен на поддержание свооего здоровья. А среди отказавшихся, видимо, больше была доля тех, кому "на себя наплевать". Понятно, что даже если их обучить - компенсация будет не очень :( Но 58% компенсированных - это много или мало? По крайней мере, есть от чего отталкиваться в дальнейшей работе по улучшению этой системы... Кстати, это исследование показало (что, наверное, не удивительно), что компенсация была лучше у тех, кто соблюдал рекомендации (частое измерение сахара, правильный расчет доз инсулина, ведение дневника, наличие углеводов в кармане и др), чем у тех, кто на соблюдал :bn: |
Спасибо за информацию (пообещал и сделал!).
ИМХО, результаты не очень обнадеживающие. Если учесть, что обучение в ЭНЦ прошли изначально мотивированные люди с СД1, а качество обучения было очень высоким и в массовом виде невоспроизводимо, то 58% процент хорошей компенсации (не идеальной, а хорошей) - это мало. С другой стороны, это (навскидку, поскольку реальной ситуации с HbA1c у больных диабетом не знает никто) лучше, чем ситуация в целом по стране. И вот еще что интересно - у какого процента пациентов удалось достичь компенсации (или улучшить первоначальные показатели - ведь части пациентов быстрое снижение гликемии может принести вред вместо пользы) во время прохождения Школы, судя по дневникам самоконтроля к концу периода обучения. |
Цитата:
|
Часовой пояс GMT +3, время: 05:54. |
Работает на vBulletin® версия 3.
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd.