Дискуссионный Клуб Русского Медицинского Сервера

Дискуссионный Клуб Русского Медицинского Сервера (https://forums.rusmedserv.com/index.php)
-   Психомоторное и речевое развитие детей (https://forums.rusmedserv.com/forumdisplay.php?f=151)
-   -   межзубный чтототам - патология мозга? (https://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=333498)

Acorn 22.01.2015 00:25

межзубный чтототам - патология мозга?
 
Здравствуйте.
Дочка 5 лет. Беременность, роды без проблем. Развитие по возрасту. На учете ни у кого не состоим. С рождения до настоящего момента делали несколько узи ГМ, периодически проходили осмотры у разных неврологов - всё отлично.
Болели ветрянкой, скарлатиной (нелеченная) и через год - снова скарлатина (реконвалесцент).

Дочка плохо произносит многие звуки. Хорошие "р" и "л", но совсем нет "ж", "ш", "щ", плохие "ч" и "с". Язык при этих звуках между зубами, поэтому они все звучат как один. Девочка действительно говорит черт знает как, хотя я этого почти не замечаю, привыкла.
Я никогда особо не переживала по этому поводу. Думала, что причина - постоянный палец во рту до 4 лет и как следствие - большая щель между верхними и нижними зубами. Но сегодня меня огорошили логопеды из комиссии логопедического сада. Сказали, что причина нашей каши во рту - "патология мозга" и ЦНС. Я, честно говоря, в ступоре. На мой вопрос, откуда эта патология могла взяться, если всё всегда было хорошо, сказали "видимо, врачи вам о чём-то умолчали".

Я с трудом понимаю, что и зачем могли умалчивать все подряд смотревшие нас неврологи. Поэтому очень надеюсь на ваши ответы.

1) Можно ли вот так, только по артикуляции утверждать о поражении (патологии) мозга и ЦНС?

2) Где и как мне эту патологию найти? Вдруг надо лечить её, а не только звуки?

NochkaCH 22.01.2015 17:40

Здравствуйте.
Теоретически, вам могли определить нарушение речи под названием "дизартрия" ввиду наличия у ребенка межзубного сигматизма шипящих и свистящих.
Дизартрия понимается как нарушение звукопроизношения вследствие нарушения иннервации мышц артикуляционного аппарата (это если вкратце).
Если иная неврологическая симптоматика (можете поизучать самостоятельно, информации о дизартриях много) отсутствует о чистой форме дизартрии говорить не приходится. Это состояние оценивают как дизартрический компонент или стертая дизартрия.

Стертая дизартрия достаточно устойчива, но при определенной доле терпения со стороны родителей и педагогов (при отсутствии сопутствующих патологий развития у ребенка) поддается логопедической коррекции в период дошкольного возраста.

На мой взгляд, в случае с межзубными сигматизмами эффективен тонизирующий логопедический массаж (массируется сам язык, губы, щеки). Но выполнять его должен опытный специалист. Процедура для ребенка местами неприятная и даже иногда болезненная, поэтому сумеете ли вы уговорить ребенка "пустить" педагога к себе в рот - не известно. Разумеется, заранее говорить, что будет больно не надо. Массажист все сама расскажет и объяснит. Будет контакт - будет и массаж.

2. Если бы эта патология требовала лечения, вы бы это заметили уже давно.

P.s. Читая вашу тему вспомнилось, как одна родительница после ПМПК сказала коллеге:
-Возьмите нас на занятия.
-А что с вами?
-Нам на комиссии сказали: По глазам видно, что у ребенка какая-то аллилуйя.
Копилочка логопедических заключений пополняется :ab:

Acorn 22.01.2015 20:05

Спасибо! Просто довольно дико вот так, вдруг, услышать о своём ребенке, которого всегда считал здоровым "патология мозга и ЦНС". В голову сразу лезет куча страшных вопросов "а вдруг я что-то пропустила?" "а вдруг этот процесс только начался и будет прогрессировать"? Одно дело, когда ребенок шепелявит из-за строения зубов, совсем другое - из-за патологии в работе мозга. Кто его знает, что там за процесс и как он будет развиваться.
Кроме того, в нашем случае дело усугубляется подозрением на ревматизм. Я тут же начиталась, что нарушения речи могут быть симптомами нейроревматизма. Но, видимо, найти специалиста, который станет всерьёз рассматривать эту проблему невозможно.

Почитала про неречевые симптомы дизартрии. И я понятия не имею, есть ли они у нас. Такие вещи, как "изменение мышечного тонуса", "эмоциональная лабильность", "слобовыраженные гиперкинезы" для меня одинаково ни о чём не говорят. Я не знаю, есть ли они у дочки, я только знаю, что она сильно изменилась после скарлатины, но связано ли всё это - понятия не имею.

Скажите, пожалуйста, как вы считаете, можно ли надеяться, что три логопеда из логопедического сада после пятиминутного прослушивания ребенка сделали неправильный вывод? И что у нас не дизартрия а чисто логопедическая проблема, без патологий в мозге? Или межзубный сигматизм всегда и по определению означает дизартрию?

NochkaCH 22.01.2015 21:59

Дизартрия - это преимущественно логопедическая проблема.
М\з сигматизм часто следствие дизартрического компонента или чистой формы д-рии.
Логопедами разработаны эффективные приемы коррекции дизартрии. Начинайте заниматься чем раньше - тем лучше.

С первого же сайта:

Цитата:

По каким признакам можно распознать болезнь?

Выявление болезни на стадии ее развития, когда симптомы нейроревматизма характеризуются неспецифическим характером, будет сильно затруднено. К таким признакам начала заболевания можно отнести появление рассеянности, раздражительности, упрямства, нарушений сна. Также ребенок часто капризничает.

Практическим значением обладает только малая хорея. Свидетельством ее ревматического происхождения является тесная связь с такими заболеваниями, как тонзиллит, ревматизм и эндокардит. Формирование признаков болезни происходит постепенно. Наблюдаются нарушения в движениях в виде гримасничанья, неловкости движений и гиперкинезов, которые при эмоциональном напряжении часто усиливаются.

Распознать гиперкинезы можно по следующим признакам:
•Подергивание плечами;
•Шмыгание носом;
•Кисти находятся в постоянном движении.

Также симптомы нейроревматизма проявляются в нарушениях речи, письма, ходьбы. Кроме этого, у ребенка из рук начинают постоянно выпадать предметы и при тяжелом протекании заболевания он перестает разговаривать. Отмечается отсутствие сухожильных рефлексов. Снижение тонуса мышц может быть средней степени или значительным. Поражения суставов и внутренних органов практически не происходит.

Отличительным признаком нейроревматизма является симптом, когда ребенок не способен, закрыв глаза, высунуть язык и держать его в таком положении некоторое время.

При хорее у ребенка отмечаются психические отклонения, проявлениями которых становятся пугливость, беспричинный плач или смех, нарушения памяти и внимания.
.
Оцените вероятность нейроревматизма у вашего ребенка исходя из перечисленной симптоматики.

Melodia 22.01.2015 22:37

Здравствуйте!
Логопед- специалист имеющий педагогическое образование, а не доктор, поэтому не имеет права вешать ярлыки и диагнозы.
К сожалению, такая ситуация часто встречается.
Порок мозга проявляется с рождения и такие детки резко отличаются от других.
Ваша ситуация исправима, ищите хорошего логопеда в своём городе.
До школы всё поправят.

Acorn 22.01.2015 23:14

Цитата:

Сообщение от NochkaCH (Сообщение 2180716)
Дизартрия - это преимущественно логопедическая проблема.

Но ведь в её основе лежит повреждение головного мозга. Для меня это, на данном этапе, шоковая информация, которую нужно ещё переварить. Возможно ли такое органическое повреждение мозга, которое затрагивает только и исключительно работу кончика языка и больше ни на что не влияет? Я не знаю.

Я уже около года пытаюсь оценить, есть ли у нас нейроревматизм. Но это очень трудно. Я не врач. Да и для врача это едва ли возможно. Такие симптомы как "капризность", "эгоистичность" и "рассеянность" довольно субъективны для диагноза. Неврологи остановились на астено-невротическом синдроме. И даже при повторной скарлатине и появлении брадикардии ревматизм нам не ставят. Говорят, как такового ревматизма в наше время уже нет, все проявления стертые. Но это, согласитесь, не отменяет эти самые проявления, в том числе на уровне ЦНС. А вот лечить их никто не будет, пока не станут настолько явными, что все сомнения отпадут.

Acorn 22.01.2015 23:24

Цитата:

Сообщение от Melodia (Сообщение 2180732)
Порок мозга проявляется с рождения и такие детки резко отличаются от других.

Спасибо за ответ!
К сожалению, про дизартрию везде написано, что она может быть следствием поражения мозга после нейроинфекций. Учитывая моё подозрение на нейроревматизм, это для нас не очень радостный факт.

NochkaCH 22.01.2015 23:39

Цитата:

Сообщение от Acorn (Сообщение 2180760)
Спасибо за ответ!
К сожалению, про дизартрию везде написано, что она может быть следствием поражения мозга после нейроинфекций. .

1. Какие нейроинфекции ваш ребенок перенес?
2. Где указано, что это единственный симптом?
Цитата:

Учитывая моё подозрение на нейроревматизм, это для нас не очень радостный факт
Когда это подозрение появится у очных неврологов - тогда и переживайте.

NochkaCH 22.01.2015 23:47

Цитата:

Сообщение от Acorn (Сообщение 2180752)
Но ведь в её основе лежит повреждение головного мозга. .

При повреждении головного мозга иная симптоматика, вам уже сказали об этом.
Цитата:

Я уже около года пытаюсь оценить, есть ли у нас нейроревматизм.
Вы пишите, что не понимаете ничего в симптомах, о которых читаете, но пытаетесь диагностировать нейроревматизм?

Цитата:

А вот лечить их никто не будет, пока не станут настолько явными, что все сомнения отпадут
Здоровых детей не лечат.
Нервозность вашего ребенка вероятно определяется вашим поведением (тревожность, поиск болезней, гиперопека и пр).

Acorn 23.01.2015 00:57

Спасибо вам за ответ. Я очень стараюсь не нагнетать подозрения и не тревожить ребенка. Беспокоиться я начала после того, как после скарлатины дочка перенесла много (3 или даже 4) вспышек непонятно чего (температура под 40, то боли в суставах, то в животе, то рвота то сильная головная боль). Только потом я прочла, что всё это было очень похоже на ревматические атаки. Впервые про ревматизм я услышала от нашего невролога. Девочка очень тяжело отходила от болезни неврологически, изменился характер, появились истерики, капризы, ночные кошмары. Но у нас всё упирается в кардиолога. Только он может поставить ревматизм. А наш кардиолог сказала, что всё ок, потому что АСЛО в норме. И тогда невропатолог тоже послала нас гулять, поставив астено-невротический синдром и сказав, что всё это вообще проблемы не её компетенции. И я успокоилась. Потом всё вообще пришло в норму и я решила, что зря беспокоилась.

А потом всё вдруг одно за другим. Вдруг вылезла повторная скарлатина с сыпью, но без симптомов тонзиллита. Выявилась брадикардия. Теперь эта дизартрия. Я по-прежнему очень стараюсь не нагнетать. Но как-то неспокойно. К сожалению, не найти специалиста, который посмотрел бы на проблему в целом (кардиология+неврология+инфекционист). И беспокоит, что везде написано, что ревматизм (нейроревматизм) нужно лечить как можно раньше, пока процесс обратим. А когда он очевиден, он уже необратим.

Acorn 23.01.2015 13:54

Интересно, что в большинстве источников информации в инете межзубный сигматизм относится к дислалии, а не к дизартрии. То есть к нарушениям речи, никак не связанным с нарушениями в работе мозга. Не очень понятно, зачем логопедам так настойчиво запугивать родителей и уверять (даже настаивать), что непременно в мозге у ребенка что-то не так и это очень плохо.

NochkaCH 23.01.2015 20:58

В интернете много информации, не стоит верить всему.
Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дизартрия - это нарушение звукопроизношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата.
Два разных заключения.
Мезжубный сигматизм при дислалии может быть только при открытом переднем прикусе или прогении.
Оценку и выводы можно сделать лишь очно, видя картину полностью.

Acorn 23.01.2015 23:22

Мы записались к логопеду на консультацию в районную пол-ку. Надеюсь, она что-нибудь нам разъяснит. У дочки действительно верхние зубки выступают над нижними, но при этом ровные, щель видна только если смотреть снизу, а не прямо. Это следствие постоянного, ничем неистребимого сосания большого пальца, начиная ещё до рождения (на всех УЗИ) и до 4-х лет. Очень долго отучали. Я была уверена, что шепелявит из-за этого. Логопеды говорят, такого быть не может. Ну, посмотрю, что скажет логопед и невролог из пол-ки.

NochkaCH 24.01.2015 08:57

Если выступают верхние зубы - то вероятнее всего у ребенка стертая дизартрия.

Acorn 28.01.2015 21:17

Были на консультации логопеда. Никак не получается соединить два факта. Первый факт - диагноз стертой дизартрии. На основании плохого произношения звуков. У нас оно, как выяснилось, очень плохое. Нет очень многих звуков, неправильные почти все.
Второй факт - полное отсутствие, даже противоречие во всех сопутствующих стертой дизартрии симптомах. Я очень детально изучила этот вопрос. Поняла, почему логопеды в саду так настаивали на осложнённой беременности или тяжёлых родах. Это почти обязательная прелюдия к дизартрии. Или хотя бы самые незначительные проблемы в развитии первого года жизни (типа ПЭП, ММД) или хоть что-нибудь. Впоследствии этому сопутствуют хоть какие-то симптомы нарушения общей и мелкой моторики, двигательной активности, навыков, чего-нибудь. НО У НАС ЭТОГО НЕ БЫЛО В ПОМИНЕ.
Более того, ребенок, наоборот, с рождения отличался быстрым развитием навыков, речи и движений. В саду, будучи на год младше одногруппников, всегда была среди первых в одевании, рисовании, лепке, занятиях. Всегда аккуратная, ловкая, отлично занимается на танцах, любит заниматься с мелкими предметами - мозаики, паззлы, вышивки, мелкие игрушки, конструктор и тп..

Как это может сочетаться с дизартрией? Но ведь логопедически она объективно есть. Язык ворочается плохо, вылезает. Но как следствие определённого повреждения работы мозга (его связи с речевым аппаратом) она должна проявляться на других уровнях.

Логопед сказала, что такой диагноз ставят только с 5 лет. Может, он у нас и проявился только сейчас, вследствие какого-то приобретенного заболевания?


Часовой пояс GMT +3, время: 04:25.

Работает на vBulletin® версия 3.
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd.