Добрый день.
Насчет больших часов и наших с Хельме различий - верно подмечено. (Извините, я долго не мог подобрать слово - "хорошо, точно, правильно" - может показаться, что я беру на себя роль оценщика. Вовсе нет. Я хотел лишь сказать, что Ваша метафора мне понятна, и, более того, очень хорошо направляет мысль и помогает структурировать и "щупать" такую сложную и трудно поддающуюся четкому описанию тему).
Если немного развить Вашу метафору - вот еще несколько набросков.
- Я в какой-то мере "краду" настоящее ради будущего, которое мне очень важно укрепить.
- Наверное, я живу в бОльшем количестве проблем, т.е. в том числе и среди тех, которых пока нет.
- Хельме очень ценит настоящее и, главное, бережет его.
- С одной стороны это хорошо, т.к. иначе я бы совсем "разбазарил" это настоящее. (Хельме всегдя является инициатором наших семейных мероприятий - прогулок, развлечений и т.д. и т.п.)
- С другой стороны, сильная сосредоточенность Хельме на настоящем наверное создает у нее ощущение, что сложившееся положение дел - это уже навсегда.
- Образовавшаяся система наших разнонаправленных устремлений вполне может быть равновесной. Т.е. чтобы Хельме, доверяя мне, была спокойна за будущее, а я, доверяя Хельме, - за настоящее. Однако я не всегда чувствую это равновесие. И Хельме, очевидно, тоже.
- Что бы было, если бы Хельме не оберегала настоящее? Наверное, меня бы сильно "занесло" в сторону будущего в ущерб настоящему. Во всяком случае вначале. Но потом я бы качнул маятник обратно, и пришел бы к равновесию настоящего и будущего.
- Однако пока я уверен в том, что Хельме надежно "держит участок" настоящего, я не обращаю внимание на это настоящее (вернее обращаю, но безынициативно и неглубоко). Т.е. я уверен, что если будет проблема, я узнаю об этом от Хельме. И мне не надо следить за тем, что там у детей с одеждой, обувью, прическами и пеналами - там все и без меня надежно и продуманно.
--- Вот плавно выехал на тему с детьми... ---
Я конечно не все время нахожусь в состоянии тракториста, т.к. периодически и сам как-то незаметно вхожу в роль садовника (при этом чувствую себя немного не в своей тарелке - как будто сам за собою наблюдаю со стороны); да и Хельме часто заводит со мной разговоры, в которых ролью тракториста не обойдешься - приходится вдаваться в "нетрактористские" сферы.
Еще одна причина, побуждающая меня выйти из роли тракториста - когда я сделаю что-то неправильно по отношению к детям. Неправильно - с точки зрения Хельме-садовника. Не будь ее, я бы прошел мимо этого своего поступка и не заметил. И никто из тех взрослых, с которых я копировал свои паттерны воспитания, не счел бы этот поступок чем-то плохим.
Но вот я вижу, что Хельме хмурится - значит что-то не так. И дальше либо я сам додумываюсь до совершенной промашки (путем сравнения с "А что бы сделал на моем месте Ленин?" - как учили в школе); либо Хельме объясняет; либо суть промашки остается для меня нераскрытой, непонятой или слишком размытой.
Довольно часто оказывается, что промашка, совершенная мною с точки зрения Хельме, - чересчур запутанная или надуманная, и я не соглашаюсь с Хельме. Например, во фразе "Поиграй, пожалуйста, с малышкой" - в зависимости от кучи разных факторов может содержаться несколько вариантов промашки ("Ты не можешь мне указывать", "Говоря это мне, ты игнорируешь малышку" и др.) или не содержаться вовсе. То есть одна и та же фраза (буква в букву) может восприниматься в довольно широком диапазоне "Оскорбление"-"Фраза как фраза"-"Хорошо".
Хельме эти обертоны, нюансы и контексты ощущает, а я нет. Но когда Хельме старается объяснить мне свое мнение (к сожалению, очень редко), то я как минимум ее понимаю - даже если не соглашаюсь.
Теперь по поводу моей основной ипостаси в отношении к детям.
Как тракторист, я слежу, чтобы дети были живы, здоровы, сыты, одеты-обуты, оснащены необходимым. Слежу - как бы это сказать - грубыми мазками, что ли. Т.е. более тонкие материи типа "чтобы не просто сыты, а иногда и полакомиться; чтобы не просто одеты-обуты, но чтобы цвет ремешка на сандалиях подходил к цвету вышивки на футболке и цвету глаз в это время дня" - это уже не я, это Хельме.
Примерно так же и в плане воспитания. Всякие крупные камни воспитания "не врать, уважать чужое достоинство и имущество, думать о других, думать о последствиях, сначала думать - потом делать, выполнять обещания, быть четкими, помнить про обязанности, знать как себя вести; знать, что делать, если не знаешь, что делать; уметь делать выводы из совершенных проступков" и т.д. - вот те темы, на которые мне чаще всего приходится беседовать с детьми. Свою задачу я вижу в том, чтобы эти "крупные камни" воспитания непременно были и остались основой их будущей жизни.
А вот огранка и шлифовка - это не моё. Или вернее не моё - в сочетании с возрастом детей. Будь они постарше, я бы мог быть более детален.
Иногда бывает, что оказывается интересен и в каком-то конкретном случае полезен мой детский и подростковый опыт - например, недавно было, - про приглашение одноклассницы в кино.
Иногда - когда случайно какой-нибудь разговор выведет - я делюсь своим мнением и на самые неожиданные темы. Недавно, например, рассказывал старшей дочке - почему мужчины предпочитают блондинок.
Какой-то своей взрослой полезностью (т.е. своим опытом в качестве взрослого) я стал делиться с детьми сравнительно недавно - в основном это касается компьютеров, программ, некоторых опасностей взрослого мира (мошенничество, обман) и т.п. Наверное, чем дальше, тем таких разговоров на взрослые темы будет больше, и сфера моей полезности будет шире. Надеюсь, с возрастом детям будет приятно и интересно использовать меня как источник информации или совета.
Вроде все.
P.S. Хельме переслала мне Вашу переписку "на двоих". Я вижу, что Вы трактовали мои ТЕ слова с максимальным беспокойством. Это вполне понятно, ведь Вы меня не знаете. Я могу дать подробные пояснения, чтобы ТЕ слова не мешали Вам воспринимать меня из-за их отпугивающей силы. Если же они Вас не отвлекали, когда Вы, например, читали этот мой пост - то с пояснениями можно и повременить. Возможно они Вам и вовсе не потребуются. Но если все-таки нужно - я готов.