Показать сообщение отдельно
  #1  
Старый 05.02.2008, 16:08
ILJUN ILJUN вне форума Пол мужской
Начинающий участник
 
Регистрация: 04.02.2008
Город: Мордовия
Сообщений: 21
ILJUN *
3года10месяцев. Задержка в развитии – сказал воспитатель детского сада

Добрый день (или вечер)!
Помогите разобраться, что делать и как жить дальше.
Ребенку 3года10месяцев. Задержка в развитии – сказал воспитатель детского сада, в который мы начали ходить.
Когда ребенок дома сам по себе, мы наблюдаем, что он развивается относительно самого себя достаточно быстро. Но мы учитываем его особенности и корректируем свои методы общения с ним.
Сына зовут Леня. Он с первых своих осознанных взглядов интересуется только тем, что сам считает ему нужным. Заинтересовать его чем-то своим, против его воли, можно на очень короткое время: 1 – 2 минуты, потом он опять возвращается к выбранному самостоятельно занятию. Всегда было так – что, как и когда делать, с кем общаться, а с кем нет, выбирает он сам. То, что задумали мы, он делает без скандала, только если наши интересы совпадают с его интересами. Тогда он прекрасный общительный ребенок, мы радуемся жизни, бесимся, целуемся и обнимаемся, играем. Тогда его можно увлечь, до тех пор, пока он не скажет: все хватит. Тогда он отворачивается, и ты бессилен, что-либо сделать. Простейший пример. «Ой! Лёнечка, смотри какая птичка!» Вкладываю в эту фразу все эмоции и театральное мастерство. Если он не намерен смотреть на эту птичку, никакие мои фокусы не заставят его это сделать. Но если эту птичку увидел он, он будет трясти меня и повторять как попугай: «птичка, смотри птичка, видишь птичка» пока ему не скажешь: «да, я вижу, красивая птичка». Когда ему надо, он требует полного внимания. Берет за голову и поворачивает куда надо.
Говорить на своем, Лёнином, он начал еще хорошо до года (7,8 мес. точно не могу вспомнить). Говорил много и постоянно. Называл вещи придуманными именами и использовал эти имена дальше. Примерно с года кошка называлась каки. Причем осознано. Он в гостях потрогал коврик из кроличьего меха, изменился в лице, растерялся и изрек «каки?» Я потрогала этот коврик – на ощущения это была действительно наша кошка. В 1год 9 мес.: сям, сям – когда хочет что-то хочет делать сам, Мака – наша кошка (мы сами ее Маха зовем), кики – все кошки кроме нашей, кококо, хрухру, авав, на – дай и возьми, мама, папа, баба, деда – но это не было обращением к людям, само по себе. В 2 года 6 мес. кошка – кока, собака – бака, рыба – ыба, корми его - коми, Лёня – Нёня. Стал обращаться к родителям мама – Тая (я -Таня), папа – Ия (Илья). После того, как он прекратил называть нас по именам, он стал называть нас вообще крайне редко. Мы даже думали, что он не понимает слов мама и папа, хотя произносит их, повторяя за кем-нибудь. В 2г.8мес. ему очень надо было включить свет. Он меня долго пытался сдвинуть со стула, а когда не помогло, сказал: «мама, ходи, ходи мама». Оказалось, понимает, но молчит. В этом возрасте он очень много повторял, но сам еще почти ничего настоящего не говорил. Хотя по телефону мог говорить по 30мин., на своем, Лёнином, не замолкая. В 3 года начал говорить правильные слова изменял максимум букву, хорошо выговаривал р. Повторяет почти все, а вот сам использует в своей речи слов минимум. Английские слова повторяет правильнее и иногда использует их в речи вместо русских. Сейчас 3 года 10 месяцев. Все что он говорит, он говорит почти правильно, несколько смягчает звуки, а иногда заменяет а на я. Может повторить практически любое слово, то есть, с самими словами проблем серьезных нет, но вот серьезная проблема с «речью». Предложения содержат два три слова, часто это вообще одно слово (Вставай. Не хочу.). Носят чисто информативный характер (смотри, динозавр; давай пошли; пошли гулять; включай телевизор; иди мой посуду и т.п.), никаких рассуждений, никаких пересказов чего-либо. Исключения, когда он разыгрывает сценки из мультфильмов. Лёня до сих пор использует свой язык. Тогда он тарахтит без умолку.
Леня очень хорошо имитирует звуки. Может очень натурально изобразить павлина, корову (не му-му, а настоящий звук), шимпанзе, лошадь...
Леня любит читать книги. Читать книги – это значит, он рассматривает картинки и рассказывает, что на них нарисовано. Опять же или по одному – два слова на нормальном языке, или поток слов на его языке. Не терпит, когда ему читают – закрывает рукой рот читающему и говорит: «все, хватит, замолчи». Наша задача сидеть рядом внимательно смотреть в книгу, слушать и в нужное время говорить: «да, вижу, крокодил». В подходящий момент мы вставляем информацию «большой-маленький, много-мало, толстый-тонкий и т.д.» и коротенькие рассуждения-рассказы.
У ребенка избирательное отношение к детям. Одних он игнорирует совсем, к другим настроен враждебно, третьих готов целовать и обнимать. Короче, если он будет играть, то только с тем, кого сам выберет.
Если Лёню заставить съесть то, что он есть не хотел, он выйдет из-за стола, пойдет и вырвет.
Когда мы столкнулись с такой вопиющей вредностью встали перед выбором: либо жить в постоянном скандале и насилии над волей ребенка, либо требовать только то, что действительно принципиально. Мы выбрали второе. Но и это «принципиально» достаточно трудно отстоять. Надо много раз повторить, повысить голос, просто притащить за руку и т.д. Он никогда не уступает просто так. Если его вынуждают сдаться, это вызывает приступ ярости, причем, как правило, не для зрителей, это видно по ребенку.
Такое решение принесло относительный мир, но и свои негативные последствия. Сын совсем не адаптирован к жизни в коллективе.
Воспитатель не может вовлечь его ни в какую деятельность.
Он не участвует в музыкальных занятиях. Это я знаю, что даже в 6мес. он начинал плакать, когда включали детскую музыку – он любит насыщенную, громкую, яркую «взрослую» музыку.
Он мешает ей проводить занятия – он не хочет делать то, что решил делать не он. Он пытается уйти, убежать, уползти.
Он не отвечает ни на один её вопрос. Она спрашивает: «Скажи, как тебя зовут», он « как тебя зовут». Хотя надо заметить, что на этот вопрос он вообще не отвечает. Как и на большинство вопросов. Обычно в ответ он говорит: «не надо, как тебя зовут», или «не хочу». Она спрашивает, какого цвета машинка, он или повторяет или молчит. Это мы знаем, что он замечательно различает и называет цвета, а она думает, что он не понимает, о чем его спрашивают. Чтобы он наверняка назвал цвет, надо показать на красное яблоко и сказать: «это яблоко зеленого цвета». Тогда на вас обратят внимание и возразят: «нет, нет, это красное яблоко». Но второй раз подряд проделать такое уже не удастся. Надо придумывать что-то другое. Чтобы Лёня собрал разрезанную картинку – надо при нем собирать её совсем неправильно. Тогда он исправит. Просто просить собрать – пустая трата времени. Так во всем – то, что он понимает понятия, видно из его деятельности. Он применяет эти понятия на практике: маленькая девочка, маленький жук, большой слон (если он сам на картинке) или маленький слон (если он рядом с динозавром в три раза большим), черная машина, длинный шарф, хитрый кот, красивый цветочек и т.д. В лучшем случае он ткнет пальцем на правильный ответ на картинке. Но не будет отвечать, даже если и может ответить.
Таким образом, подвожу итог - у нас проблема с общением - ребенок либо делает вид, что не понимает обращенную к нему речь, либо совершенно игнорирует её, отводит взгляд, создается впечатление, что мальчик вообще не видит говорящего (исключение - очевидная заинтересованность в обсуждаемом вопросе со стороны ребенка). Лёня настолько убедительно изображает непонимание, что я не могу доказать воспитателю даже то, что ребенок цвета знает. Меня тоже иногда терзают сомнения, правда ли меня понимают. Плюс абсолютная упёртость, которая не дает выполнять просьбы и делать так, как от ребенка хотят. Плюс несоответствие возрасту развития речи. Плюс преобладание процессов возбуждения над процессами торможения.
Мы обратились к психиатру. Лёня так искусно проигнорировал все её вопросы и тесты, сделал все на вредность в своих лучших традициях, что нам предложили лечь в стационар. Врач даже не попыталась понять, о чем я её спрашиваю. А это был опытный врач. Может я не права, но мне кажется не все так плохо, чтобы сразу и в стационар. Иногда это такой дивный мальчик, что некоторые люди его и вредным-то не считают.
Есть причина думать, что это может быть наследственное. В свое время родители беспокоились, не глухая ли я, я не обращала на них внимания, брат мой при поступлении в школу ни счел нужным ответить ни на один вопрос, никогда не был разговорчивым, но и темперамент у него другой, есть очень похожие реакции и повадки. Мама моя говорит, до определенного возраста всегда казалось, что я младше своих лет, а над некоторыми вопросами, над которыми дети думают (откуда я взялся и т.п.) я не задумывалась вообще. Я тоже не задавала вопросы «а почему».
Но даже если и можно предположить, что есть разумное объяснение тому, почему мой ребенок так себя ведет это не снимает главную проблему: как и что делать, чтобы адаптировать к обществу, чтобы привести в норму поведение (отсутствует понятие о границе дозволенного), чтобы мы могли пойти в школу и нормально учится.
Посоветуйте, какие могут быть формы работы с ребенком такого характера. Может он и отстает в развитии, я вижу, что надо привить ему, я не знаю, как это сделать. Главный регулятор деятельности – интерес, а я не могу направить интерес туда, куда надо мне. Не могу наверстать нужные моменты. Все предлагаемые упражнения для развития речи, мелкой моторики, внимания, памяти подразумевают активное участие малыша и игры по определенным схемам и правилам. Я не могу втолковать ребенку суть понятий «надо» и «правило». У него свое понятие как надо делать. И его мои упражнения и игры не трогают. Ну, как можно заставить ребенка сделать гимнастику для пальчиков, если он не хочет, а мои завлекания и стишки приводят к обратному эффекту.
Посоветуйте, что мне делать, что почитать, что предпринять, как добиться результата.
С уважением, Татьяна.
Ответить с цитированием