Показать сообщение отдельно
  #11  
Старый 12.09.2007, 10:11
Аватар для pliz
pliz pliz вне форума
Ветеран форума
      
 
Регистрация: 22.11.2005
Город: Москва
Сообщений: 4,243
Сказал(а) спасибо: 34
Поблагодарили 562 раз(а) за 532 сообщений
pliz этот участник имеет превосходную репутацию на форумеpliz этот участник имеет превосходную репутацию на форумеpliz этот участник имеет превосходную репутацию на форумеpliz этот участник имеет превосходную репутацию на форумеpliz этот участник имеет превосходную репутацию на форумеpliz этот участник имеет превосходную репутацию на форумеpliz этот участник имеет превосходную репутацию на форумеpliz этот участник имеет превосходную репутацию на форумеpliz этот участник имеет превосходную репутацию на форумеpliz этот участник имеет превосходную репутацию на форумеpliz этот участник имеет превосходную репутацию на форуме
Цитата:
Сообщение от Lyubimova Посмотреть сообщение
Александры, я не большой знаток философии, тем ни менее Вы умудрились меня здорово удивить. Вы дейстивтельно не знали, что логик много? Что со времен Аристотеля много воды утекло?
С логикой интересная история. В образовательном стандарте как отдельный предмет общеобразовательной части курса многих специальностей она появилась - если не ошибаюсь - где-то в середине девяностых. По крайней мере в начале девяностых её не было - точно помню... :-)

Поэтому и вызывает удивление у специалистов более ранних лет выпусков - "ооо, лооо-гика, гы-гы". Не их тому вина - просто не проходили.

А для понимания некоторых процессов это принципиально - знание разных "логик". В частности в ССТ ака семейке работа строится как раз на принципе циркулярности:

Цитата:
Сообщение от terpsy.ru/page/106.shtml
А. Я. Варга, кпн, снс ЦПЗ МЗ РФ
Циркулярность. Этот принцип гласит: все, что происходит в семье, подчиняется не линейной, а циркулярной логике. Проследим процесс перехода от рассмотрения случая в линейной логике к рассмотрению случая в циркулярной логике. Обращается мама с жалобой на то, что ее девятилетний сын плохо учится в школе. В линейной логике причина детского нарушения видится в ребенке. Ребенок плохо учится, потому что у него наблюдаются нарушения развития высших психических функций, и он просто не справляется со школьными требованиями в силу нарушений памяти, внимания, мышления и т. п. Или ребенок плохо учится, потому что у него школьный невроз. Возможно и то, и другое. Психологическая диагностика позволяет проверить и ту, и другую линейную гипотезу. Заметьте, что линейная логика направляется вопросом «Почему?» и предполагает ответ «...потому что». В очень многих случаях мы видим, что неуспеваемость не связана или целиком не объясняется вышеназванными возможными причинами. Сделаем первый шаг к круговой причинности. Расспросив обратившихся, выясняем, что мама все время делает уроки с ребенком. Следовательно, у ребенка не выработано навыков самостоятельной работы, которые он мог использовать при работе в классе. Редкая мать этого не понимает, но тем не менее часами делает уроки с ребенком. На этом этапе вопрос «почему» оказывается бессмысленным. Разумнее задать себе вопрос: «Зачем?» Зачем мама делает своего ребенка беспомощным в классе? Зачем ей нужно проводить так много времени за уроками? Затем, что в это время она чувствует себя нужной и необходимой. Зачем маме нужно это чувствовать? Затем, что у мамы и папы не слишком хорошо складываются отношения, мама часто чувствует себя ненужной мужу, у нее возникает эмоциональный вакуум, она восполняет его в общении с сыном. Если у сына будет все в порядке, интенсивность скандалов между мамой и папой увеличится просто в силу того, что у мамы будет больше времени задуматься о проблемах своей семьи. Скандалы — угроза стабильности семьи. Их не хочет никто.
Итак, круг замкнулся. Чем хуже мальчик учится в школе, тем больше времени мама и сын проводят вместе за уроками, тем меньше мама и папа выясняют отношения, тем стабильнее семья. Понятно, что эту круговую зависимость видит в начале терапии только психолог. Постепенно с помощью специально разработанного метода циркулярного интервью эту зависимость начинают видеть все. Как только это произошло, в семье становятся возможными перемены, семья становится доступной для психотерапевтического воздействия. Если психолог остается в линейной логике, то либо он может наладить учебу ребенка в школе на короткое время, либо у ребенка возникнет другое нарушение поведения, которое будет стабилизатором семейной системы вместо неуспеваемости. В худшем случае успех ребенка приведет к распаду семьи. Эти процессы многократно и подробно были описаны такими авторами, как Джей Хейли и Клу Маданес( Haley, 1980, Madaness, 1984). По моему опыту многолетнего преподавания системной семейной терапии, самое сложное — научить пользоваться циркулярной логикой, видеть круговую причинность событий, отмечать круговые взаимодействия членов семьи между собой. Как только в голове психотерапевта возникает циркулярная логика, выбор способа воздействия на семейную систему становится простой технической задачей.
Кстати - ещё в первой половине прошлого века замечательный физиолог и научный философ Макс Ферворн сказал - что "понятие о причинах - мистическое понятие, возникшее в первобытную эпоху человеческого мышления. Сугубо научный способ отображения знает не причины, а лишь закономерную зависимость."
Ответить с цитированием