Можно спорить о достоинствах и недостатках, путях развития медицинского страхования, но в любом случае это более современная и адекватная система организации медицинской помощи, доступная к совершенствованию, в отличие от советского (совкового) централизованного сметно-затратного способа финансирования медицинских учреждений.
Вот как оценивается способ направления финансовых средств на лечение психических и поведенческих расстройств, применяемый в Российской Федерации с советских времен до настоящего времени, в Докладе о состоянии здравоохранения в мире, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), 2001 г., глава четвертая "Политика и оказание услуг в области психического здоровья":
Цитата:
...В общем и целом, бюджетная строка-позиция, в которой предусматриваются конкретные расходы на каждую статью по каждой службе или программе, уже и так не допускает никаких отступлений и не дает возможности администраторам распоряжаться средствами по своему усмотрению, в результате чего такая система практически обречена на неэффективность. ...
|
Давно пора внедрять принципы страховой медицины в организацию психиатрической помощи РФ! - Принципы действующего Закона «О медицинском страховании граждан в РФ», главными из которых являются (по данным постоянного эксперта Tacis Л.Н. Шолпо, Концепция развития законодательно-нормативной базы медицинского страхования в России, Москва, 2000 г.):
Цитата:
- независимость (организационная и финансовая) системы медицинского страхования от органов управления здравоохранением при координации их деятельности;
- контрактная система финансовых взаимоотношений субъектов при четком разграничении функций;
- ориентированная на пациента система оплаты медицинской помощи;
- наличие специальной структуры - страховщика, представляющей интересы (права) граждан в системе здравоохранения;
- социальное партнерство в сфере организационного и финансового обеспечения медицинского обслуживания граждан.
Надо сказать, что перечисленные принципы нередко являются только декларативными и далеко не всегда полностью реализуются на практике. Так что причинами эклектичности и неравномерности реформирования системы здравоохранения в России являются не только (а часто и не столько) недостатки законодательной и нормативной базы, сколько и прямое неисполнение действующего законодательства.
|
Назрела необходимость изменить статью 41 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, в части касающейся финансирования (психические расстройства и расстройства поведения относятся к социально значимыми заболеваниями):
Цитата:
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями (за исключением помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими учреждениями, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с настоящими Основами законодательства является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
|
Не нужно даже менять статью 17 Закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»", где предусмотрено финансирование из фонда медицинского страхования:
Цитата:
Финансирование деятельности учреждений и лиц, оказывающих психиатрическую помощь, осуществляется из фонда здравоохранения, фонда медицинского страхования и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, в размерах, обеспечивающих гарантированный уровень и высокое качество психиатрической помощи.
|
Есть мнение что нужно переходить на
одноканальную систему финансирования лечебных учреждений, то есть отказаться от так называемой бюджетно-страховой модели финансирования здравоохранения, сущность которой заключается в двойном источнике финансирования медицинской помощи (бюджеты здравоохранения разных уровней + средства ОМС). Но было бы логичней, чтобы из разных источников финансирования средства шли на разные, четко определенные для них цели, а не смешивались бухгалтерией ЛПУ в один мутный поток. Например, средства ОМС идут только на оплату работы специалистов (никаких тарифных сеток; оказал услугу, предусмотренную в медицинских стандартах ОМС - получил за эту работу положенные деньги), расходные медицинские материалы и лекарственное обеспечение, то есть средства ОМС идут на оплату расходов по диагностике, лечению и реабилитации конкретного пациента (к сожалению, в статье 12 - Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования, Закона "О медицинском страховании граждан в РФ" нет указания о конкретных целях для использования этих средств, как это указано в статье 11 для бюджетных средств). А из бюджетов здравоохранения (федерального, субъекта РФ и муниципального) средства идут на оплату работы административных и хозяйственных работников (по тарифным сеткам), а так же используются как это прописано в статье 11 Закона "О медицинском страховании граждан в РФ", за исключением пункта о социально значимых заболеваниях:
Цитата:
Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения используются для:
- финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ, утвержденных Советами Министров Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, органами государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, обеспечения профессиональной подготовки кадров;
- финансирования научных исследований;
развития материально-технической базы учреждений здравоохранения;
- субсидирования конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию;
- оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи;
- финансирования медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях;
- оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.
|