Показать сообщение отдельно
  #1  
Старый 19.02.2024, 15:38
NyaSh NyaSh вне форума Пол женский
Начинающий участник
 
Регистрация: 08.07.2021
Город: Тюмень
Сообщений: 10
NyaSh *
Post Мальчик 2.8, верб.диспраксия, ффнр

Добрый день! Хотела бы получить совет по тактике работы с речью у сына.
Мальчик, сейчас 2 года 8 месяцев. Беременность без особенностей, на первом и последнем месяце перенесен ковид (как орви). Родился в срок, ер, быстрые, закричал сразу, баллы по апгар не вспомню, но без особенностей. Умелки по возрасту, с отставанием от "идеала" в пределах 2-3 недель. Вцелом беспроблемный ребенок, с хорошим здоровьем) переболел в 3 мес ОРВИ с переходом в бак инфекцию,пропили антибиотик, в остальном ничего страшнее лёгкого насморка без температуры не было за это несколько лет.
Гулил активно, болтал на своем, первое слово в 1.1 - нии, ба, мама. Первая четкая фраза в 1.7 - "мама, буу гххх" - мама, я испугался лошадки. Пассивный словарь и понимание обращённой речи всегда было прекрасное, разговаривали без упрощений (возможно, зря). Много читали, по его инициативе, до двух лет был очень книжным ребенком.
Что беспокоило - до двух лет был очень большой перекос в сторону жестовой речи. Жестов было огромное количество с четким значением, мог объяснить достаточно сложные понятия. Слов и звукоподражаний было мало. И тогда, и сейчас сын очень противится моим просьбам повторить что-то незнакомое, при этом сам мимоходом часто мог (и может сейчас) выдать довольно четкое слово адекватное ситуации, но при этом напрочь замолчать при просьбе повторить. Перед садом, в 2.1 были у логопеда, 4 занятия, в основном работала по карточкам и (на мой взгляд) на пассивный словарь. После окончания абонемента занятия не продолжали, т.к начали ходить в сад, и я посчитала, что нагрузка будет слишком большой. Примерно в это же время изменила манеру речи, стала сама проговаривать по слогам отдельные слова, как бы предлагая варианты, как упростить (так появилось ко - молоко).
После начала сада стал говорить увереннее, больше болтать на своем, ушли к минимуму (но ещё остались, в основном сопровождая звук) жесты. В целом стал смелее и увереннее в себе. Тем не менее, в основном словарь состоит из звукоподражания и "собственных" слов. Предложения на 3-6 слов, но формата "мама, сисяс тити Виви Амам па, амам ма не (иногда низя, но нестабильно), амам беее" - мама, я сейчас поеду к папиной бабушке, к маминой бабушке нельзя, она болеет. Почему сильно не дергались - честно говоря, оказалось сложно объективно оценить ситуацию, т.к в группе в саду и на прогулке на площадке речевой уровень сына оказался вполне средним, и видя постоянный хоть и медленный прогресс и хорошее развитие интеллекта, считали вариантом нормы. В группе из 28 детей говорящих 5, остальные на уровне сына или ниже, поэтому запустили.

В два с половиной, на мой взгляд, случился скачок в речи - появилось с десяток "настоящих" многосложных слов - синий, сильный, печенье (песенье), и т п. Это из регулярно используемого. В диалоге стали регулярно промелькивать единичные четкие слова"по теме", которые потом, правда, не повторяются - подмел, гордо сказал "чище!", спросила в дороге, куда нам надо повернуть - "налево" и т.п. Я абсолютно не понимаю, по какому принципу он выбирает новые слова, потому что они появляются внезапно. Условно, синий появился сразу как синий, без пробных си, ни или других упрощений. Точно так же и печенье. При этом молоко до сих пор ко, хотя по-отдельности слоги повторить может. На данный момент активный словарь всего около 80 постоянно используемых слов, из них приближенных к "настоящим" - около 30, остальное звукоподражания или сильные упрощения (купаться - куп-куп, ходить топ и т п). Большая часть "настоящих" пришла за последний месяц, за неделю около десяти.
Единичные слова, которые звучали, но не повторяются, не считала.


В 2.8, вчера, были на диагностике у логопеда в другом центре. Диагноз - вербальная диспраксия, ффнр. На словах, но в итоговый оценочный лист почему-то не вынесено - моторная алалия в слабой степени. Интеллект отличный, выше среднего, память очень хорошая. Что удивило, за логопедом бодро и охотно повторил большую часть разнообразных слогов и звуков (при том, что со мной такая просьба вызовет жуткий протест). У нее интересная манера работы - сопровождала каждый слог или звук разными жестами, и сыну очень понравилось, охотно повторял. Пассивный словарь по возрасту и выше. Есть вопросы к фонематическому слуху, рекомендовали проверку у лора - с трудом прошел тест с шумовыми коробочками, очень неохотно и с ошибками. При этом с карточками типа дом/дым, каска/кашка отработал практически без ошибок. К неврологу по желанию, явных неврологических проблем не отмечает. Неправильный прикус, короткая уздечка, в более старшем возрасте рекомендовано подрезать, пока можно не трогать, не критично короткая.
По итогу, со слов логопеда, она видит перспективу выйти в норму в течение полугода регулярных занятий. Самопроизвольно - сомнительно. Если грубо, то "он достаточно умный, чтобы понимать, что ошибается в произношении и не особо хочет пытаться, обходясь творческой компоновкой звукоподражания, жестов и мимики". Обсуждали вариант работы с логопедом в саду, рекомендовала обратить внимание на методику работы, со слов - нам нужно формировать именно слова, не уходить в звукоподражания, т к с ними проблем нет.

Теперь, наконец, я подхожу к сути вопроса. Мне хотелось бы понять, какие у нас перспективы в данной ситуации (насколько возможно оценить дистанционно), можно ли как-то поддержать самостоятельной работой дома - что лучше почитать или посмотреть по этому вопросу. На какие моменты стоит обратить внимание на пробном занятии у логопеда - рассматриваем вариант занятий со штатным логопедом в саду или в центре у дома. С тем специалистом, у которого были на диагностике, работать затруднительно - другой район города, неудобный график. Как понять, что логопед хороший и подходит для наших задач, что стоит спросить? Условно, при записи на пробное занятие в центр у дома после описания нашей проблемы мне сходу предложили логомассаж - он необходим? У меня сложилось впечатление по итогам диагностики, что проблема у нас не совсем в этой области.
Спасибо!
Ответить с цитированием